?
Наш современник Сократ (окончание, начало в №№ 5, 6, 2005; № 1, 2006)
Общественные науки и современность. 2006. № 2. С. 166-176.
Водолазов Г. Г.
Окончание публикации, начатой в предыдущих номерах (2005. №№ 5, 6; 2006, № 1). Приводятся десятое-одиннадцатое "письма Сократа Платону". В десятом письме Сократ пытается рассказать, какие мысли приходят ему в голову в последние дни жизни: понять природу и назначение человека. Одиннадцатое письмо "датируется" кануном казни. В нем Сократ говорит о том, что перестал верить в обоснование прежних идеалов и принципов, в теорию и систему мышления своих учителей. Он высказывает идею, что только через призму человеческого сознания можно прийти к пониманию сущности мира, к осознанию того, во имя чего можно отдать жизнь.
Научное направление:
Философия, этика, религиоведение
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Водолазов Г. Г., Общественные науки и современность 2005 № 6 С. 128-134
Продолжение публикации, начатой в предыдущем номере. Приводятся второе-четвертое "письма Сократа Платону". Во втором письме Сократ объясняет, почему он отказался от защиты Лисия на суде и решил защищаться сам. Он расценивал свое последнее выступление на суде как завещание человечеству – нынешнему и будущему. Кроме того, у него никогда не было такой большой аудитории сограждан, пришедших послушать ...
Добавлено: 31 марта 2013 г.
Водолазов Г. Г., Общественные науки и современность 2005 № 5 С. 109-117
Форма статьи представляет собой эссе, в котором сочетаются философские и художественные начала. Автор рассуждает о тайне, которую несколько поколений философов, политических мыслителей пытались разгадать, - это суд над Сократом. Самое странное и загадочное, по мнению автора, - поведение Сократа на суде. В статье ставятся вопросы: семь "зачем?" и одно "почему?". Ответы на них автор пытается ...
Добавлено: 31 марта 2013 г.
Водолазов Г. Г., Общественные науки и современность 2006 № 1 С. 134-146
Продолжение публикации, начатой в ОНС (2005. №№ 5, 6). Приводятся пятое-девятое "письма Сократа Платону". В них Сократ объясняет, почему он так заносчиво вел себя на суде, говорит о том, что его обвинители не способны на серьезное противоборство в достойной дискуссии. Дается объяснение причин, по которым Сократ отказывается бежать. В девятом письме содержатся рассуждения Сократа о ...
Добавлено: 31 марта 2013 г.
Прогресс-Традиция, 2008
Энциклопедический словарь «Античная философия» посвящен классической философской традиции Древней Греции и Рима. В нем представлена проблематика античной философской мысли с 6 в. до н. Э. по 6 в. н. Э. во всем разнообразии школ, направлений и персоналий, также в него включены статьи, посвященные важнейшим понятиям и наиболее значительным произведениям. Словарь предваряют обзорные статьи «Античная философия. ...
Добавлено: 22 апреля 2013 г.
Academia Verlag, 2013
This volume approaches the 'Socratic question' from a viewpoint that departs radically from mainstream lines of interpretation. The focus is not on the 'formal order' of the Socratics, that is on their subdivision in 'schools' and the 'doctrines' peculiar to each, but on the theoretical issues that these thinkers were able to develop in the ...
Добавлено: 11 ноября 2013 г.
Дамье Н. В., В кн. : Экономика. Право. Лингвистика. Межвузовский научно-практический сборник. Вып. 4(28).: М. : [б.и.], 2011. С. 80-89.
В статье рассматриваются жизнь и философские идеи великого греческого философа Сократа, оказавшего огромное влияние на развитие всей последующей философской мысли. ...
Добавлено: 15 февраля 2013 г.
Матвейчев О. А., Einai: философия, религия, культура 2018 Т. 7 № 1 (13) С. 57-75
Лейтмотивом статьи, написанной в специфическом жанре философского фельетона, является поиск ответа на вопрос о возможности теорий в век, казалось бы, окончательно восторжествовавшего эмпиризма и позитивизма. Размышляя о проблемах образования в современном мире, автор обращается к недавно вышедшей книге Рихарда Поле «Платон как воспитатель. Платоновский ренессанс и антимодернизм в Германии (1890– 1933)». В книге рассказывается, как, ...
Добавлено: 29 января 2019 г.
Доброхотов А. Л., В кн. : Античная философия: Энциклопедический словарь. : Прогресс-Традиция, 2008. С. 451-453.
Рассматривается понятие Логоса, его перевод и интерпретация в (1)античной философии и (2)христианском богословии, обозначающее (1) разумный принцип, управляющий миром и (2) Бога-Сына как Посредника между Богом-Отцом и миром. ...
Добавлено: 22 апреля 2013 г.
Павлов А. В., Логос 2012 № 3 С. 207-215
Статья представляет собой рецензию на книгу «Южный парк и философия. Толстый, длинный и всепроникающий» (М.: Эксмо, 2012). Автор описывает современное состояние популярной культуры, которая с каждым годом становится все более интеллектуальной, однако отмечает и побочные продукты этого процесс. К таковым продуктам автор относит и рецензируемую книгу, считая ее бесплодной и неудачной попыткой синтезировать умное шоу ...
Добавлено: 9 февраля 2013 г.
Алиева О. В., Платоновские исследования 2016 Т. V С. 220-237
Заключительная часть «апологии» Сократа (Phd. 69bc) — единственное место в диалоге, где рассматривается отношение между разумением (φρόνησις) и добродетелью (ἀρετή). Однако характер этого отношения оставался неясным. Одни комментаторы видели здесь знаменитый «парадокс Сократа» («добродетель — это знание»), другие указывали на то, что в том же предложении φρόνησις рассматривается как средство достижения добродетели. Внимательное чтение пассажа ...
Добавлено: 3 октября 2016 г.
Макарова И. В., Сократ 2011 № 3 С. 146-149
В VI книге "Государства" Платон обращает внимание безрадостное
существование неких немногих "добродетельных граждан" в обычном
государстве: "По отношению к государству положение самых порядочных
людей настолько тяжелое, что ничего не может быть хуже" (Государство,
488). Почему добродетель этих граждан не может найти согласия с существующим
государственным порядком? Почему законопослушный и добродетельный гражданин становится жертвой собственного государства? ...
Добавлено: 31 марта 2011 г.
Панченко Д. В., Новое литературное обозрение 2018 Т. 153 № 5 С. 19-30
В диалоге Платона «Лахет» Сократ роняет внешне незначительную фразу: «Да и закон устанавливает, что не прорицатель должен руководить военачальником, а военачальник – прорицателем» (199a). Однако эта фраза произносится в разговоре с полководцем Никием, о котором было известно, что тот, поверив прорицателям, погубил свое войско, а сам был казнен победителями. В нетривиальных обстоятельствах Никию не хватило ...
Добавлено: 29 октября 2018 г.
Dmitry Kurdybaylo, Kurdybaylo I., ΣΧΟΛΗ. Ancient Philosophy and the Classical Tradition 2022 Vol. 16 No. 2 P. 493-505
Добавлено: 1 октября 2022 г.
Шейнов Т. Г., Человек 2023 Т. 34 № 6 С. 48-64
Важнейшая проблема современной политической философии — утрата политикой независимости от других сфер человеческой деятельности. С начала прошлого века философы стремились обосновать уникальность политического бытия и обновить современный политико-философский словарь путем переопределения категорий античности (напр. τὸ ᾰ̓γᾰθόν, φῐλία, παρρησία и др.). Статья посвящена подходу к реабилитации политической сферы, основанному на политико-философском опыте древних греков. Теоретической основой ...
Добавлено: 6 декабря 2023 г.
Панченко Д. В., Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории 2018 Т. 17 С. 70-92
Публикация состоит из двух частей, написанных в разное время. Первая представляет собой эссе, появившееся в самиздатском журнале «Метродор» в 1980 г. и посвященное отображению личности и философии Сократа в русской литературе, философии и филологии XX в. Вторая часть развивает интерпретацию феномена Сократа, предложенную в первой. Здесь в качестве центрального выступает вопрос о том, как соединить ...
Добавлено: 14 февраля 2019 г.
Курдыбайло Д. С., Философский журнал 2023 Т. 16 № 4 С. 107-124
В школе одного из самых значительных неоплатоников III–IV вв. н.э. Ямвлиха Халкидского сформировался обычай начинать изучение философии Платона по его главным двенадцати диалогам, список которых получил название «канона Ямвлиха». Однако сведения о самом каноне и его составе полностью отсутствуют в сохранившихся работах Ямвлиха и очень фрагментарно упоминаются поздними неоплатониками. Перечень двенадцати диалогов сохранился в единственной ...
Добавлено: 1 ноября 2023 г.
Павлов А. В., Социологическое обозрение 2022 Т. 21 № 1 С. 264-283
Статья посвящена историко-философскому исследованию книги «Город и человек», опубликованной политическим философом Лео Штраусом в 1964 году. Автор, осно¬вываясь на большом количестве материала, пытается ответить на вопрос о том, какое место занимает книга в творческом наследии Штрауса, а также предлагает собствен¬ное прочтение данной работы. Отмечая, что «Город и человек» по большей части счи¬тается маргинальной в сравнении ...
Добавлено: 28 октября 2022 г.
Карпенко И. А., В кн. : Философия. Язык. Культура (вып.4). Вып. 4.: СПб. : Алетейя, 2013. С. 312-321.
Эссе «Сократ» Пьера Адо и сочинение «О жизни учениях и изречениях знаменитых философов» Диогена Лаэртского разделяет более полутора тысячи лет. Для Пьера Адо, историка философии XX века, Сократ – типичный представитель античной философии. С его точки зрения, античная философия – это в первую очередь способ жить, постоянное духовное упражнение с целью конверсии, но ни в ...
Добавлено: 24 ноября 2013 г.
Матвейчев О. А., Kant 2019 № 2 С. 237-246
В статье изучаются пути и формы возможного влияния на философию Платона учения Филолая. В начале работы приводится историографический обзор сообщений о заимствовании Платоном ряда идей из пифагорейских источников. Выясняется, что популярный сюжет о плагиате Платона у Филолая весьма неоднозначен, и его "доставали из закромов" каждый раз в связи с теми или иными идеологическими или даже ...
Добавлено: 2 августа 2019 г.
Дмитриев А. Н., Идеи и идеалы 2010 Т. 2 № 4 С. 20-23
Статья представляет собой отклик на публикуемую в том же номере статью Михаил Немцева. Автор ставит вопрос о действительной ценности и актуальной значимости «советской философии», и предлагает понимать её развитие как постепенное «взрыхление» идеологической почвы и формирование профессиональных философских позиций. Высказывается сомнение в эвристической ценности изучения отдельных персоналий для понимания этой истории. ...
Добавлено: 6 ноября 2012 г.
Кочеров С. Н., Касьян А. А., Половинкина Л. М. и др., Н. Новгород : Нижегородский государственный педагогический университет, 2013
В учебном пособии описаны основные темы философского курса, а именно: что есть философия?;история философии; философия бытия; познание, его возможности и границы; научное познание; философия человека; социальная философия. Данные темы полностью соответствуют стандарту образования, утверждённому Министерством образования и науки РФ. В содержании пособия отражены как традиционные, так и самые современные вопросы и проблемы философского знания.Темы и ...
Добавлено: 19 марта 2015 г.
Глухов А. А., ΣΧΟΛΗ. Ancient Philosophy and the Classical Tradition 2019 Vol. 13 No. 2 P. 513-536
В статье излагается исторический контекст «реверсивной» («трагической») концепции истины. Благодаря аттической драме Платона смог подступиться к проблеме конфликта своего блага и справедливости. Преодолевая недостатки трагических представлений, он пришел к пониманию человеческой реальности как сложного сюжета, чреватого внезапной полной переменой. Философское решение Платона включало два шага: рождение собственного нарратива о благе и верификацию этого нарратива через ...
Добавлено: 10 октября 2019 г.
Плешков А. А., Историко-философский ежегодник 2014 С. 29-52
Согласно наиболее распространенному среди историков философии мнению, Платон производит философскую концептуализацию понятия aiōn, употребляя его в значении «вечность» и подразумевая бесконечность и вневременность. Тем не менее внимательный анализ космологических идей Платона, рассмотренных в контексте раннего словоупотребления aiōn, позволяет поставить традиционную точку зрения под вопрос. В статье предложена попытка интерпретации понятия с учетом наиболее надежного из значений этого слова – «жизнь», расширенного ...
Добавлено: 12 июня 2013 г.
Соколов П. В., Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия 2015
В статье рефлексия о плагиате была проанализирована в контексте центральных направлений в философии раннего Нового времени, акцентировавших значение критического суждения и ценности «аутентичного» исторического содержания в противовес многочисленным псевдоэпиграфам и spuria — речь идет о возрожденном эклектизме (Я. Томазий) и критической истории философии (К.А. Хойманн, И. Брукер). Конструкция плагиата была рассмотрена как механизм структурирования дисциплинарного ...
Добавлено: 15 апреля 2015 г.