?
Методология психологии: проблемы и перспективы
Научный редактор: Щедрина Т. Г.
Под общей редакцией: Зинченко В. П.
Монография посвящена эпистемологическим проблемам современной психологии. Авторы проводят мысль о том, что наиболее интересные и перспективные философско-методологические разработки психологической проблематики располагаются в тех ее областях, где «встречаются» теоретическая психология и ее практически ориентированные психотерапевтические направления. Здесь закладываются основы нового концептуального аппарата современной психологии, определяются контуры новой эпистемологической стилистики ее языка. Книга предназначена не только для студентов и аспирантов, но и для широкого круга философов и ученых-гуманитариев, интересующихся эпистемологическими проблемами современных гуманитарных наук.
Зинченко В. П., В кн. : Методология психологии: проблемы и перспективы. : М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 1. С. 29-50.
Добавлено: 8 ноября 2012 г.
Зинченко В. П., В кн. : Методология психологии: проблемы и перспективы. : М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 2. С. 52-71.
Добавлено: 12 ноября 2012 г.
Зинченко В. П., В кн. : Методология психологии: проблемы и перспективы. : М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 3. С. 72-96.
Добавлено: 12 ноября 2012 г.
Зинченко В. П., В кн. : Методология психологии: проблемы и перспективы. : М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 4. С. 97-108.
Добавлено: 12 ноября 2012 г.
Зинченко В. П., В кн. : Методология психологии: проблемы и перспективы. : М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 5. С. 109-120.
Добавлено: 12 ноября 2012 г.
Зинченко В. П., В кн. : Методология психологии: проблемы и перспективы. : М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 6. С. 121-134.
Добавлено: 12 ноября 2012 г.
Зинченко В. П., В кн. : Методология психологии: проблемы и перспективы. : М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 7. С. 135-158.
Добавлено: 12 ноября 2012 г.
Зинченко В. П., В кн. : Методология психологии: проблемы и перспективы. : М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 8. С. 159-190.
Добавлено: 12 ноября 2012 г.
Зинченко В. П., В кн. : Методология психологии: проблемы и перспективы. : М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 9. С. 191-206.
Добавлено: 12 ноября 2012 г.
Зинченко В. П., В кн. : Методология психологии: проблемы и перспективы. : М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 10. С. 207-230.
Добавлено: 12 ноября 2012 г.
Петровский В. А., В кн. : Методология психологии: проблемы и перспективы. : М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2012. Гл. 2. С. 305-362.
Глава посвящена проблеме трансценденции человека за пределы заданного – феноменам активной неадаптивности.Автор обсуждает вопрос: действительно ли, как принято думать (а то и исследовать), поведение человека прежде всего отвечает таким мотивам, как наслаждение, выгода, успех? Можно ли, предельно расширив представления об адаптивности, “сообразности“ во взаимоотношениях человека с миром, объяснить истоки активности? Методологический смысл предпринятого исследования – ...
Добавлено: 21 марта 2013 г.
Научное направление:
Искусствоведение
Психология
Социология (включая демографию и антропологию)
Образование
Философия, этика, религиоведение
Политология, международные отношения и ГМУ
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Ключевые слова: сознаниебытиепрактическая психологияпсихология личностиматерияпсихология творчествапсихология общенияфилософия человекапсихология мотивацииобщая психологияпсихология искусствасоциальная психология личностикультура и личностьпроцессы коммуникациифилософские и методологические проблемыфилософские вопросы и методология психологиисовременное состояние и перспективы развития психологиипсихология деятельности и поведенияметоды психологического исследованияматематическая психологияфилософские вопросы и методология педагогикипсихология межличностных отношенийличность и обществопсихология жизненной сферыпсихические процессы и состоянияпсихика и сознаниеразвитие психикинаука, культура и образованиеличность, массы и обществонравственное воспитаниетеория развития личноститеория и методология науковедениянаучное творчество
Х. : ХНПУ, 2012
Коллективный труд, в создании которого приняли участие психологи Украины, России, Германии и Канады, отражает вклад в отечественную и мировую психологическую мысль ученых Харьковской психологической школы. Сборник приурочен к 80-летнему юбилею кафедры психологии в Харьковском национальном педагогическом университете, первым заведующим которой в 30-е годы XX века был видный ученый – Алексей Николаевич Леонтьев. ...
Добавлено: 12 ноября 2012 г.
М. : РОССПЭН, 2012
Монография посвящена 80-летию крупнейшего отечественного философа, специалиста в области эпистемологии, академик РАН В.А. Лекторского. В ней собраны статьи известных отечественных и зарубежных философов и представителей других областей знания, с различных сторон освещающие наиболее актуальные проблемы современной теории познания – проблему природы знания, проблему взаимоотношения его различных типов, его статуса в современной культуре, возможностей его исследования ...
Добавлено: 24 октября 2012 г.
М. : Юрайт, 2011
В учебнике достаточно широко представлены базовые психологические знания, которые позволят будущим педагогам помочь школьникам не только получить общее образование, но и научиться правильно ориентироваться в реальной жизни. Особенность данного издания состоит и в том, что оно включает все четыре раздела психологии, изучаемые студентами педагогических вузов: общую, социальную, возрастную и педагогическую психологию. Это позволило авторам в ...
Добавлено: 4 июля 2012 г.
Зинченко В. П., Культурно-историческая психология 2012 № 1 С. 59-68
В статье рассматривается современное состояние методологии науки применительно к психологии. Показано, что методология настолько развилась и разветвилась, что настала пора разрабатывать ее специальный вид: методологию выбора и применения методологии к частным наукам. Специально выделена роль искусства как своего рода методологии: искусство питает интуицию, а методология дискурсию. В статье также представлена пропедевтика методологической культуры и дана ...
Добавлено: 30 июня 2012 г.
М. : Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, 2011
Сборник программ учебных дисциплин по социальной психологии отражает новый компетентностный подход в подготовке социальных психологов. В него включены основные социально-психологические дисциплины, основные практикумы по социальной психологии, дисциплины специализации по направлению «Психология», а также дисциплины для магистерских программ, разработанные в рамках национального проекта «Формирование системы инновационного образования в МГУ имени М.В.Ломоносова» ...
Добавлено: 30 декабря 2012 г.
М. : Институт психологии РАН, 2012
Книга посвящена состоянию и особенностям развития экспериментального метода в российской психологии. Она содержит около 200 статей, с разных сторон раскрывающих проблему эксперимента: от теоретико-методологических оснований до особенностей его реализации в конкретных отраслях психологической науки. Данный труд является содержательным продолжением серии научных работ, посвященных проблемам эксперимента в психологии, выпущенных за последнее время («Экспериментальная психология в России: ...
Добавлено: 7 октября 2012 г.
Шумский В. Б., Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия 2006 № 2 С. 71-94
Распространение и развитие экзистенциального анализа (ЭА) ставит задачу его позиционирования среди других направлений психотерапии. При этом наибольший интерес, на наш взгляд, представляет разграничение с теми психотерапевтическими подходами, которые обычно воспринимаются как достаточно близкие в своей теории и практике. В настоящей статье представлена попытка прояснения общего и отличного в теоретических и методологических основаниях экзистенциальной терапии и ...
Добавлено: 29 ноября 2012 г.
Старовойтенко Е. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2011 Т. 68 № 4 С. 119-133
Статья посвящена обоснованию культурных предпосылок поиска и определению типов в теоретической психологии личности. К ним отнесены, во-первых, особенности европейской культуры мышления, во-вторых, культурные условия исторического появления личностных типов как реальности, в-третьих, традиция привлечения культурного опыта при построении авторских типологий личности, в-четвертых, культурная обусловленность и направленность свойств личности, образующих типы. Предлагается модель культурно-психологической типизации отношений личности, ...
Добавлено: 6 декабря 2012 г.
Орлов А. Б., Журнал практического психолога 2012 № 1 С. 33-64
Статья посвящена рассмотрению основных положений психологической и психотерапевтической системы К. Роджерса – самого влиятельного психолога в американской истории. Особое внимание уделяется проекциям человекоцентрированного подхода К. Роджерса в сферы образования и политики. ...
Добавлено: 30 декабря 2012 г.
М. : НИЦ ИНЛОККС, 2012
В сборник Материалов 16-й научно-практической конференции по психологии, философии и педагогики чтения "Чтение и познание" вошли тексты выступлений участников ежегодной конференции, которая, по установившейся традиции, прошла как в Москве (4-5-апреля 2012г. в ПИ РАО), так и в С.Петербурге (1-3 февраля 2012г. в РГПУ им.А.И.Герцена). В работах проф. Г.Л. Тульчинского, проф. Б.И. Федорова, проф. Королевой Н.Н., ...
Добавлено: 9 октября 2012 г.
Поспелова Т. Б., Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук 2011 № 10 С. 224-228
В процессе получения образования важную роль играют не только умственные способности человека, но и его эмоциональные компетенции - способность понимать свои эмоции и чувства других людей, умение управлять эмоциями. При изучении иностранных языков студенты постоянно находятся в ситуациях общения, развивая свои коммуникативные навыки. Обладание эмоциональным интеллектом может существенно повлиять на их академические достижения. ...
Добавлено: 5 октября 2012 г.
М. : Аспект Пресс, 2012
Хрестоматия дополняет материал известного учебника профессора Г.М.Андреевой «Социальная психология» и структурно соответствует его основным разделам. В нее включены тексты зарубежных и отечественных социальных психологов, являющиеся базовыми при изучении этой дисциплины. ...
Добавлено: 30 декабря 2012 г.
Старовойтенко Е. Б., М. : Академический проект, 2005
Данное собрание текстов посвящено синтезу авторских идей о предмете и методе психологической науки. Различия представленных взглядов лишь подчеркивают единство, преемственность и гармонию мысли о психическом, развившейся за последнее столетие. Это попытка с позиций свободы и творчества объективно реконструировать прошлое психологии и спрогнозировать ее будущее. Сквозь призму систематизированных определений предмета и метода психологии раскрываются новые перспективы ...
Добавлено: 15 января 2013 г.
Сушенцова М. С., Вісник Київського національного університету імені Тараса Шевченка. Серія: Економіка 2011 № 131 С. 49-53
Данная статья посвящена сравнительному анализу образа субъекта хозяйства с точки зрения христианской и гуманистической этики. На основе работ С.Н. Булгакова и Э. Фромма проводится критический анализ сложившейся в экономической науке модели homo economicus как на уровне методологии, так и онтологии. Рассматривается альтернативные подходы к человеку на основе ценностных систем гуманизма и христианства, их философские истоки, ...
Добавлено: 13 ноября 2012 г.
Панюшева Т. Д., Ефремова М. В., Социальная психология и общество 2012 № 3 С. 116-128
Исследование посвящено валидизации русскоязычной версии опросника ценностей Schwartz Value Survey Ш. Шварца методом когнитивного интервью. В данной работе ставится цель исследовать вопрос о том, понимают ли респонденты предложенные в опроснике ценности так, как это предполагается автором. Выборку составили 20 человек: 9 мужчин (5 в возрасте 15-25 лет, 1: 26-39 лет, 3: 40-74 лет); 11 женщин ...
Добавлено: 19 октября 2012 г.
М. : НОУ ВПО МПСИ, 2009
Данная книга является опытом психологического осмысления проблемы индивидуальности в новом социокультурном и научном контексте. Представлен ряд авторских концепций и моделей, развивающих современные парадигмы психологии индивидуальности: онто-психологическую, субъектную, феноменологическую, культурную, экзистенциально – гуманистическую. Работа носит инновационный и программный характер, намечая перспективу методологии, теории и практики психологии индивидуальности. Она также является оригинальным образовательным проектом, содержательно определяющим подготовку ...
Добавлено: 9 января 2013 г.
Н. Новгород : Издательство НИСОЦ, 2011
В сборнике представлены статьи по наиболее проблемным аспектам современного социально-гуманитарного знания в области коммуникавистики, подготовленные участниками VII Всероссийской научно-практической конференции, состоявшейся 20 апреля 2011 г. в Нижнем Новгороде. ...
Добавлено: 30 мая 2012 г.
Н. Новгород : Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2013
Том 2 настоящего сборника включает в себя тезисы докладов «Форума молодых учёных» ННГУ, представленных молодыми преподавателями, научными сотрудниками, аспирантами и студентами ННГУ в рамках исследований по направлениям «История», «Филология», «Коммуникации и масс–медиа», «Международные отношения», «Социальные науки» и «Педагогические науки», а также дополнение для направления «Биология, биофизика и биомедицина» с докладами, не вошедшими в первый том. ...
Добавлено: 7 июля 2016 г.
Семенов И. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2010 № 2 С. 37-51
В работе впервые ставится проблема изучения и развития творчества с позиций рефлексивной психологии, акмеологии, педагогики в контексте анализа человеческого капитала и в условиях глобализации современного общества. Статья актуальна как в практическом плане востребованности креативной личности в условиях экономического кризиса, так и в фундаментальном отношении, ибо по-новому в междисциплинарном ключе трактует творчество, акцентируя рефлексивно-творческий потенциал как ...
Добавлено: 8 октября 2012 г.
Зинченко В. П., Человек 2012 № 5 С. 5-19
В статье сделана попытка раскрыть положение Г.Г. Шпета, что слово является первым и главным принципом человеческого познания. С рождения ребенок попадает в атмосферу (духосферу, когитосферу, семиосферу) слова, которая обволакивает его, проникает в душу и становится внутренней формой образов, движений, действий, состояний и чувств. В 1,5–2 года, когда начинается эксплозия, «вулканический взрыв» детской речи, слово выходит ...
Добавлено: 12 ноября 2012 г.
Фомичев В. А., Фомичева О. С., Informatica 2012 Vol. 36 No. 2 P. 119-120
Статья является введением к специальному выпуску международного научного журнаа Informatica (Словения) по проблемам человека в цифровом мире. Авторы статей из Италии, Мексики, Польши, России, Румынии и Хорватии ищут конструктивные способы поддержки гармоничного развития личности в современном информационном обществе. Общей чертой работ является то, что либо относятся к новой научной дисциплине – когнитонике, либо соответствуют ее ...
Добавлено: 13 декабря 2012 г.
Старовойтенко Е. Б., Мир психологии. Научно-методический журнал 2010 № 4 С. 13-25
Работа посвящена проблеме синтеза теорий и методов изучения отношения личности к себе, созданных в контексте различных философских, психологических и гуманитарных наук. Ставится задача развития «персонологии отношения к себе», основанной на этом синтезе. Представлена персонологическая модель самоотношения, эксплицированная из текстов М. Фуко и соединившая транскультурные идеи об индивидуальном отношении к себе. Данные идеи рассматриваются как культурный ...
Добавлено: 8 октября 2012 г.
Компликология: создание развивающих, диагностирующих и деструктивных трудностей для других субъектов
Поддьяков А. Н., М. : Федеральный институт развития образования, 2012
Создание обучающих, развивающих и диагностирующих трудностей различных типов при обучении в высшей школе является неотъемлемой составляющей образования. В работе рассматривается общий контекст и особенности осуществления деятельностей по созданию деструктивных, конструктивных и диагностических трудностей. Предлагается новое исследовательское поле (компликология): изучение создания трудностей, их целей, особенностей осуществления, ответных реакций на них и особенностей совладания с ними. ...
Добавлено: 23 ноября 2012 г.
Каз. : СМУиС, 2013
Вторая Всероссийская молодежная научная Интернет-конференция «Грани науки» проводится Казанским (Приволжским) федеральным университетом, Советом молодых ученых и специалистов города Казани (http://kznscience.ru) и Комитетом по делам детей и молодежи Исполкома Казани. ...
Добавлено: 7 июля 2016 г.