?
Становление самостоятельности в контексте образования: желаемое и действительность
С. 145-153.
Обсуждаются вопросы теоретических подходов и непосредственных педагогических практик, которые содерйствуют или противодействуют развитию реальной самостотельности учащегося, а не только и не столько его исполнительности.
В книге
Сергиев Посад : Канцлер, 2019
Обухов А. С., Бородкина Н. В., В кн. : Исследовательский подход в образовании: проблема подготовки педагога: Научно-методический сборник в двух томах. Т. 1: Теория и методика.: М. : Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2012. С. 289-315.
Прдеставлены результаты эмпирического исследования на основе анализа текстов автобиографических воспоминаний молодых людей о поддержке и наказании своей детской любознательности и любопытства как предпосылки развития исследовательской позиции личности. ...
Добавлено: 24 ноября 2019 г.
Обухов А. С., В кн. : Исследовательская и проектная деятельность дошкольников и младших школьников: опыт воспитателей и учителей. : М. : Библиотека журнала «Исследователь/Researcher», 2018. С. 4-8.
Вступительная статья к сборнику. Каждый ребенок – изначально исследователь. Отмечается значимость поддержки и направления познавательной инициативы детей в раннем и дошкольном детстве, а также в начальной школе. Дается краткий обзор педагогический систем, направленных на развитие познавательной самостоятельности и исследовательских способностей. ...
Добавлено: 1 марта 2019 г.
Керша Ю. Д., Обухов А. С., Исследователь/Researcher 2023 № 3 С. 204-211
В статье представлены результаты корреляционного и регрессионного анализа показателей личностных проявлений (субъектная позиция, тип мотивации, любознательность), опыта дополнительного образования и социально-экономического статуса семьи с характером вовлеченности и участия в марафоне «Открываем мир» у школьников. Выявлено, что личностные характеристики в отдельности не могут считаться принципиально значимым фактором для вовлечения и удержания на задачах, требующих самостоятельной регуляции, ...
Добавлено: 22 января 2024 г.
Обухов А. С., В кн. : Исследовательская деятельность дошкольников: Методическая разработка по развитию исследовательских способностей дошкольников. : М. : Национальный книжный центр, 2017. С. 5-8.
Вступительная статья к методической разработке, направленной на развитие детской любознательности, становление исследовательских способностей дошкольников. ...
Добавлено: 15 октября 2017 г.
Цыганова Е. М., Бочавер А. А., Ерофеева В. Г., Психологические исследования: электронный научный журнал 2023 Т. 16 № 91 Статья 5
Значительную роль в жизни молодых людей играет их внеучебная активность: досуг, хобби, спортивная и творческая деятельность. Предположительно, она может выступать благоприятной средой для проявления самостоятельности, в особенности если она самостоятельно организована (не структурирована взрослыми и институтами) и в ней отсутствуют внешние мотивирующие факторы. С целью описать то, как молодежь выделяет свою самостоятельность во внеучебной активности, ...
Добавлено: 22 ноября 2023 г.
Морщакова Т. Г., Сравнительное конституционное обозрение 2015 № 5 С. 58-72
Конституционное содержание права на квалифицированную юридическую помощь рассматривается автором в аспекте актуальных проблем реформы адвокатуры, в том числе связанных с введением механизмов допуска к юридическому представительству не только для адвокатов, но и для юристов, занимающихся сейчас оказыванием коммерческих юридических услуг. Дается толкование права на юридическую помощь, его неограничиваемого характера в сопоставлении с абсолютным правом на ...
Добавлено: 6 ноября 2015 г.
Минжулина А. В., Обухов А. С., Исследователь/Researcher 2022 № 3-4 С. 25-46
В статье представлен анализ наиболее часто используемых цифровых инструментов и цифровых платформ учения, которые специализированы или удобны для использования при организации и сопровождении исследовательской и проектной деятельности учащихся. В статье сделан акцент на функциональных возможностях тех или иных цифровых инструментов при сопровождении ключевых этапов организации данной деятельности с учащимися как в индивидуальных, так и в ...
Добавлено: 15 марта 2023 г.
Воскобойников О. С., Электронный научно-образовательный журнал "История" 2012 № 2(10) С. 218-239
XII в. был эпохой интенсивных поисков во всех сферах культуры и религии, эпохой огромного любопытства. Однако любопытство, неоднозначное понятие и свойство человеческой натуры, веками, со времен Августина, клеймилось как опасный грех. Строгий, аскетический взгляд на цели и методы человеческого познания, но не агностицизм в полном смысле слова, пришел в противоречие с новой парадигмой "мирского ...
Добавлено: 23 октября 2012 г.
Обухов А. С., В кн. : Методические рекомендации по проведению программы психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации детей иностранных граждан. : М. : ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. С. 179-188.
Интеграционное межкультурное краеведение – понятие, которое еще не устоялось, но имеет право на существование в ситуации, когда мы уже не можем говорить о локальной истории и конкретном социуме только как монокультурных, когда по тем или иным причинам повышается социальная мобильность, увеличивается число людей, находящихся во внутренней или трансграничной миграции. Реальность межкультурной коммуникации требует построения таких ...
Добавлено: 15 июня 2023 г.
Добрякова М. С., Юрченко О. В., НИУ ВШЭ, 2023
В информационном бюллетене анализируется перемещение школьников между полюсами традиционной школы и семейного обучения. В центре внимания вопросы: как, когда, в каких условиях ребенок или подросток действует самостоятельно и проактивно; как агентность связана с успешностью и субъективным благополучием. Выявлены характеристики социального пространства в школе и дома, влияющие на проявление агентности. Проведены глубинные интервью со школьниками 10–17 ...
Добавлено: 29 марта 2023 г.
Смирнова Н. В., Баграмова Н. В., Science for Education Today 2018 Т. 8 № 6 С. 201-215
Проблема и цель. Статья представляет собой первый этап исследования: постановка проблемы обучения иноязычной письменной речи как социальной практике в вузе в современных условиях изменяющегося образовательного контекста России. Цель нашего исследования – про-анализировать ценностные установки и уровень мотивации, сформированность умений само-стоятельности и (само)рефлексии, умений письменной речи, которые в совокупности характе-ризуют письменную речь как вид социальной практики ...
Добавлено: 30 декабря 2018 г.
Обухов А. С., Рытикова Н. А., Васькова Е. Д. и др., Исследователь/Researcher 2020 Т. 31 № 3 С. 176-249
В конце марта 2020 года в Москве, как и в целом в России, наступила «эпоха» самоизоляции. Из-за пандемии COVID-19 все образовательные учреждения города вынуждены были перейти на удаленный режим работы. Коллективу исследовательского центра «Точка варения» Колледжа «26 КАДР» тоже пришлось срочно перестраивать форму обучения (изначально предполагавшую активную исследовательскую деятельность учащихся на местности, в парке «Усадьба ...
Добавлено: 20 декабря 2020 г.
Обухов А. С., Исследователь/Researcher 2022 № 1-2 С. 202-218
В статье представлен опыт реализации деятельностной модели образования через соприкосновение с действительностью, которая реализуется в экспедициях (на примере экспедиций Школы No 1553 имени В. И. Вернадского). Описаны смысловые акценты подготовки и реализации экспедиций, их об- разовательная и развивающая ценность. ...
Добавлено: 10 октября 2022 г.
С 12 по 19 мая 2022 года в деревне Афимьино Вышневолоцкого городского округа Тверской области состоялась экспедиция студентов из Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Цель экспедиции — разработка научной концепции школьного краеведческого музея-лаборатории для Холохоленской СОШ. За неделю экспедиции студентам удалось изучить уникальный контекст местности, который задает содержание музея-лаборатории, спроектировать общее видение экспозиции музея, ...
Добавлено: 15 марта 2023 г.
Обухов А. С., В кн. : Научно-практическое образование, исследовательское обучение, STEAM-образование: новые типы образовательных ситуаций: Сборник докладов IX Международной научно-практической конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве». Том 1. Т. 1.: М. : МОД "Исследователь", 2018. С. 20-33.
В статье рассматривается значимость исследовательской активности для активной адаптации к изменяющимся условиям. В современном быстро изменяющемся мире, в вариативных условиях развития исследовательская деятельность становится важным элементом образования. Отмечается, что реализацию практики исследовательского обучения необходимо осуществлять с акцентом на развитие самостоятельности обучающихся. Продуктивная деятельность и вовлеченность в нее становятся значимыми для реализации практики учения через открытия. ...
Добавлено: 16 августа 2018 г.
Проблематика агентности (проактивности, предприимчивости, инициативности, самостоятельности) является одной из центральных для корпоративного сектора.Ключевым фактором, обуславливающим важность данной проблематики, выступают процессы «де-структурации», то есть роста изменчивости форм социальной организации в различных сферах общественной жизни.
Авторы выделили три уровня проявления проактивного поведения в корпоративной среде: 1) на уровне фирмы в целом в рамках ее основной организационной структуры и ...
Добавлено: 16 ноября 2023 г.
Обухов А. С., Исследователь/Researcher 2020 № 1 С. 9-13
Наставничество — социальная практика, которая имеет мощные культурно-исторические корни и традиции, менявшиеся по сферам реализации в течение нескольких столетий. В настоящее время наблюдается всплеск интереса к наставничеству, особенно в практике исследовательского и проектного обучения. Представляем материалы No 1 журнала «Исследователь/Researcher» в контексте центральной проблемы номера — наставничества, а также тем, сопряженных с ней. ...
Добавлено: 23 мая 2020 г.
Интерактивные исследовательские объекты: от лабораторных экспериментов к массовым практикам XXI века
Поддьяков А. Н., Поддьяков Н. Н., Исследователь/Researcher 2019 № 3 С. 8-29
В статье рассматриваются история и современные практики создания и использования интерактивных исследовательских объектов и сред, провоцирующих любознательность человека и требующих обследования и экспериментирования для их познания и достижения практических целей. Разработка, использование и демонстрация самых разных исследовательских объектов (игровых, образовательных, психодиагностических и др.) в различных областях отражает все более массовое убеждение: одна из основных способностей ...
Добавлено: 4 мая 2021 г.
Обухов А. С., Исследователь/Researcher 2020 Т. 31 № 3 С. 6-12
Вступительная статья в номер журнала «Исследова- тель/Researcher», в котором ключевой темой выступает дости- жение цели и выбор, рассматриваются практики реализации исследовательской деятельности учащихся от детского сада до колледжа, представлены концепции и описана практика вовлечения учащихся в решение задач открытого типа на местности. ...
Добавлено: 20 декабря 2020 г.
Обухов А. С., В кн. : Психология творчества и одаренности: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 3-х частях. Т. 1.: М. : Ассоциация технических университетов, 2021. С. 260-264.
В статье задаются ключевые понятия, значимые для развития творчества и одаренности детей и подростков через вовлечение их в практику реализации исследовательской деятельности: от прикосновения до погружения. ...
Добавлено: 3 сентября 2021 г.
Поливанова К.Н, Бочавер А.А., Психологическая наука и образование 2022 Т. 27 № 3 С. 6-15
Авторами показано, что современный образовательный дискурс смещается от обсуждения условий достижения академических результатов на анализ условий реализации обучения и шире — жизни детей и подростков в школе. Ставится вопрос о важности анализа и учета социально-педагогических условий формирования самостоятельности школьников. Самостоятельность рассматривается как важнейший непредметный результат образования, неспецифичный для традиционной школы. Отмечается, что условием развития самостоятельности ...
Добавлено: 16 июля 2022 г.
Воскобойников О. С., ournal of Medieval and Humanistic Studies 2014 No. 27 P. 73-96
An anonymous Italian quodlibet (ca. 1310) discusses the posthumous fate of Aristotle, with arguments pro and contra. In spite of the apparently decisive denial of his having any hope of paradise, the questio leads us down some other avenues of the history of ideas and mentalities of the scholastic age. During the 13th century, the figure of Aristotle, ...
Добавлено: 8 сентября 2015 г.
В статье выдвигается и рассматривается авторская типология агентности в современном искусстве (1) социальная трансформация; 2) эскапизм; 3) кризисная адаптация; 4) трансформация субъекта действия); приводятся количественные характеристики представленности каждого типа агентности и конкретные примеры. Особое внимание уделено тому, какие формы проактивного действия порождает сфера искусства, и как обнаруженные кейсы отражают более широкие процессы в социальной жизни Европы. ...
Добавлено: 18 декабря 2023 г.
Окольская Л. А., В кн. : Россия реформирующаяся: Ежегодник - 2017. Вып. 15.: М. : Новый хронограф, 2017. С. 479-515.
Исследования воспитательных ценностей в западных обществах указывают на переориентацию людей с идеи воспитания послушного ребенка на воспитание ребенка самостоятельного. Это связывается с экономическими условиями жизни обществ, отдельных групп и классов. Данная статья посвящена изучению воспитательных ценностей россиян — представлений о качествах, которыми должен обладать ребенок. В работе используются два источника: 1) архивные данные исследования «Советский ...
Добавлено: 9 ноября 2017 г.