?
Когнитивно-лингвистические основы экспериментального исследования систем российских и шведских ценностей
Вопросы когнитивной лингвистики. 2012. № 2. С. 67-78.
Шабес В. Я., Трощенкова Е. В., Потапова Т. М., Иварссон Л., Дамбер У., Бостедт Й.
Совместное исследование, проведенное междисциплинарной группой российских и шведских лингвистов, социологов и педагогов-психологов на грант Шведского института помимо решения прагматических задач, связанных с выявлением относительной качественно-количественной специфики национальных ценностных когнитивных репрезентаций, имело, прежде всего, методологические цели. Они состояли в проверке эффективности разработанных экспериментальных когнитивно-лингвистических приемов (и, соответственно, лежащих в их основе теоретических представлений), направленных на получение фактических данных, позволяющих реконструировать и сопоставить соответствующие области когнитивных репрезентаций.
Научное направление:
Психология
Социология (включая демографию и антропологию)
Филология и лингвистика
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Трощенкова Е. В., Известия Самарского научного центра Российской академии наук 2012 Т. 14 № 2 С. 235-243
Описываемые в статье результаты интеррогативного психолингвистического эксперимента – это часть более обшир-ного исследования влияния социокультурного знания на коммуникацию в Интернет дискуссиях читателей статей американской прессы. Эксперимент позволяет получить комплексную модель знания о положительно/отрицательно оцениваемых событиях в американском социуме и уделить особое внимание ценностно-оценочному компоненту. Такая модель в дальнейшем может служить основой для объяснения используемых аргументативных ...
Добавлено: 27 июня 2012 г.
Дамбер У., Иварссон Л., Бостедт Й. и др., Citizenship, Social and Economics Education 2012 Vol. 10 No. 2-3 P. 213-226
В статье излагаются некоторые результаты компаративного исследования русской и шведской систем ценностей у студентов, а именно представлен анализ гендерных сходств и различий как в рамках одной культуры, так и при кросс-культурном анализе. В исследовании предлагаются и обсуждаются комплексные психолингвистические методы исследования заявленной проблематики. ...
Добавлено: 27 июня 2012 г.
Шабес В. Я., Трощенкова Е. В., Потапова Т. М. и др., US-China Education Review A 2012 Vol. 2 No. 1 P. 70-83
В статье на основе данных, полученных в психолингвистических экспериментах в 2009-2010 гг. с русскими и шведскими студентами (проект на грант Шведского интститута) рассматривается структура нескольких комплексных ценностей («Гармония», «Свобода», «Демократия», «Толерантность» и «Патриотизм»), а также анализируется их внешняя системная организация с точки зрения как культурной специфики, так и гендерных особенностей. Доказывается, что ценностные концепты имеют ...
Добавлено: 27 июня 2012 г.
Трощенкова Е. В., Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология 2012 № 2 (18) С. 24-34
Статья посвящена проблеме исследования ментальных репрезентаций ценностей методами психолингвистического анализа и применению полученных результатов для изучения коммуникативных стратегий. Рассматриваются выявляемые при помощи психолингвистических экспериментов особенности ценностных систем, которые оказываются потенциальным источником конфликтов ценностей. Представлены некоторые результаты таких экспериментов, а также описываются особенности развертывания коммуникации в ситуациях интерперсонального и межкультурного ценностного конфликта. ...
Добавлено: 23 декабря 2012 г.
СПб. : Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2012
Сборник научных статей по актуальным проблемам лингвистики, написанных учеными Санкт-Петербурга к 80-летию со дня рождения д.ф.н., проф. А.И. Варшавской. Издание рассчитано как на специалистов-филологов, так и на широкий круг читателей, интересующихся проблемами современной лингвистики. ...
Добавлено: 27 июня 2012 г.
Савинова Е. К., Иностранные языки: теория и практика 2011 № 13 С. 58-64
Статья посвящена рассмотрению некоторых типичных причин сбоев в реализации актов коммуникации в рамках мультикультурного коллектива, а также обобщению опыта повышения уровня эффективности коммуникации, в первую очередь в рамках отношений «руководитель-подчиненный». Автор приводит ряд практических рекомендаций, которые могут быть использованы для повышения коммуникативной компетенции будущих специалистов в рамках обучения иностранным языкам. ...
Добавлено: 5 октября 2012 г.
Кириллова Е. И., Журнал практического психолога 2012 № 1 С. 149-164
В статье изложены результаты исследования психологического глубинного содержания речи К. Роджерса, интенциональной структуры его психотерапевтического дискурса на материале стенограммы демонстрационной психотерапевтической сессии с Джен. С помощью методики интент-анализа психотерапевтического дискурса, выявляется специфика психотерапевтической речи К. Роджерса, отражающая мотивационно-коммуникативные аспекты высказываний психотерапевта человекоцентрированного подхода в психотерапии. ...
Добавлено: 29 сентября 2012 г.
Савинова Е. К., Вопросы филологических наук 2011 № 6 С. 69-72
Статья посвящена рассмотрению некоторых механизмов, используемых западными консалтинговыми компаниями, для повышения уровня эффективности коммуникативных процессов с клиентами. Автор рассматривает когнитологические аспекты отчета, содержащего рекомендации, включая ряд тенденций развития данного вида дискурса в последнее время. В статье подчеркивается необходимость совершенствования коммуникативно-когнитивной грамотности российских специалистов для повышения качества изложения материала в письменных продуктах. ...
Добавлено: 5 октября 2012 г.
Савинова Е. К., Вопросы филологических наук 2011 № 6 С. 73-78
Статья посвящена рассмотрению с точки зрения когнитологии некоторых нарушений в актах коммуникации, приводящих к потере их эффективности, на примере трудового коллектива иностранных компаний, рабочими языками которых являются английский и русский. Автор предлагает ряд рекомендаций по совершенствованию коммуникативных компетенций, которые могут быть использованы при обучении студентов в рамках изучения иностранных языков. ...
Добавлено: 5 октября 2012 г.
М. : Языки славянских культур, 2012
В октябре 2012 года Игорю Александровичу Мельчуку, выдающемуся российскому лингвисту, автору известной модели языка "Смысл-Текст", исполняется 80 лет. В настоящем томе собраны статьи коллег, учеников и близких друзей юбиляра, посвященные этому событию и призванные воздать должное его научным достижениям, которыми была отмечена его творческая деятельность в лингвистике на протяжение более чем пятидесяти лет. Основной материал ...
Добавлено: 4 ноября 2012 г.
Большакова А. Ю., Рыжкова Н. А., Попов В. Я. и др., Пенза : Научно-издательский центр "Социосфера", 2010
В сборнике представлены научные статьи соискателей, аспирантов, преподавателей вузов и практических работников, в которых рассматриваются философские, психологические, социологические, культурологические и иные аспекты различных феноменов архетипического характера ...
Добавлено: 3 января 2013 г.
Без места : [б.и.], 2011
Книга представляет собой сборник трудов IV Всемирной конференции «Интеркультурализм. Значение и идентичность», прошедшей в Праге, 8-10.03.2011. ...
Добавлено: 27 июня 2012 г.
М. : Юрайт, 2011
В учебнике достаточно широко представлены базовые психологические знания, которые позволят будущим педагогам помочь школьникам не только получить общее образование, но и научиться правильно ориентироваться в реальной жизни. Особенность данного издания состоит и в том, что оно включает все четыре раздела психологии, изучаемые студентами педагогических вузов: общую, социальную, возрастную и педагогическую психологию. Это позволило авторам в ...
Добавлено: 4 июля 2012 г.
М. : НИЦ ИНЛОККС, 2012
В сборник Материалов 16-й научно-практической конференции по психологии, философии и педагогики чтения "Чтение и познание" вошли тексты выступлений участников ежегодной конференции, которая, по установившейся традиции, прошла как в Москве (4-5-апреля 2012г. в ПИ РАО), так и в С.Петербурге (1-3 февраля 2012г. в РГПУ им.А.И.Герцена). В работах проф. Г.Л. Тульчинского, проф. Б.И. Федорова, проф. Королевой Н.Н., ...
Добавлено: 9 октября 2012 г.
М. : Российский государственный социальный университет, 2010
Сборник материалов явился результатом работы I Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции Культурно-языковое взаимодействие в процессе преподавания дисциплин культурологического и лингвистического циклов в современном поиэтническом вузе. Материалы сборника предназначены для научных работников, преподавателей высших и средних учебных заведений, студентов. ...
Добавлено: 8 октября 2012 г.
Лебедева Н. М., Общественные науки и современность 2012 № 5 С. 25-40
Представлены результаты кросс-культурного исследования имплицитных теорий инновативности у студентов и учителей, представителей трех этнокультурных групп: русские, народы Северного Кавказа (чеченцы и ингуши) и тувинцы (N=804). Выявлены межгрупповые различия в имплицитных теориях инновативности: у русских респондентов и у студентов более выражены индивидуальные теории инновативности, у респондентов из Северного Кавказа, Тувы и учителей более выражены социальные теории ...
Добавлено: 12 мая 2012 г.
М. : Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, 2011
Сборник программ учебных дисциплин по социальной психологии отражает новый компетентностный подход в подготовке социальных психологов. В него включены основные социально-психологические дисциплины, основные практикумы по социальной психологии, дисциплины специализации по направлению «Психология», а также дисциплины для магистерских программ, разработанные в рамках национального проекта «Формирование системы инновационного образования в МГУ имени М.В.Ломоносова» ...
Добавлено: 30 декабря 2012 г.
М. : Аспект Пресс, 2012
Хрестоматия дополняет материал известного учебника профессора Г.М.Андреевой «Социальная психология» и структурно соответствует его основным разделам. В нее включены тексты зарубежных и отечественных социальных психологов, являющиеся базовыми при изучении этой дисциплины. ...
Добавлено: 30 декабря 2012 г.
Зинченко В. П., Человек 2012 № 5 С. 5-19
В статье сделана попытка раскрыть положение Г.Г. Шпета, что слово является первым и главным принципом человеческого познания. С рождения ребенок попадает в атмосферу (духосферу, когитосферу, семиосферу) слова, которая обволакивает его, проникает в душу и становится внутренней формой образов, движений, действий, состояний и чувств. В 1,5–2 года, когда начинается эксплозия, «вулканический взрыв» детской речи, слово выходит ...
Добавлено: 12 ноября 2012 г.
Leung K., Ben L., Bond M. и др., Journal of Cross-Cultural Psychology 2012 Vol. 43 No. 5 P. 833-857
Разработка и оценка социальных аксиом на основе исследований в одиннадцати странах: соотношение с пятью-факторной моделью личности. ...
Добавлено: 16 ноября 2012 г.
Орлов А. Б., Журнал практического психолога 2012 № 1 С. 29-32
Статья посвящена рассмотрению существенных характеристик психотерапевтической системы К. Роджерса с целью выявления более точного (нежели традиционные) обозначения, имени данной психотерапевтической формы. В качестве наиболее конгруэнтного имени предлагается термин «эссенциальная психотерапия». ...
Добавлено: 30 декабря 2012 г.
Saxena A., Viberg Ǻ., Uppsala : Uppsala Universitet Acta Universitatis Upsaliensis, 2009
Книга представляет собой сборник статей по результатам 23-й Скандинавской конференции по лингвистике, которая проходила в Университете г. Упсалы 1–3 октября 2008 года. Тема конференции – «Многоязычие». В сборнике опубликованы статьи, охватывающие широкий круг лингвистических проблем, таких как: типологические исследования, языковое варьирование и языковые изменения в ситуациях языковых контактов, а также двуязычие и трудности, связанные с ...
Добавлено: 18 ноября 2012 г.
Дзялошинский И. М., Пильгун М. А., Проблемы теории и практики управления 2012 № 7-8 С. 95-101
В работе анализируются аспекты этического регулирования бизнес-коммуникаций, которые приобретают в последнее время все большее значение. Для создания моделей бизнес-этики эффективным представляется исследование этических аспектов языковой картины мира. Перспективным является применение этносемиометрического анализа языкового сознания, сформулированного на базе свободного ассоциативного эксперимента. ...
Добавлено: 16 ноября 2012 г.
Орлов А. Б., Журнал практического психолога 2012 № 1 С. 131-134
Статья посвящена рассмотрению основных положений психотерапевтической системы К. Роджерса: доверия к клиенту, доверия к процессу, отношение к терапевтическому воздействию и т.п. Несоблюдение этих положений в практике психолога-консультанта и психолога-психотерапевта неизбежно ведет к созданию таких форм консультационной и психотерапевтической работы, которые не могут называться клиентоцентрированными (человекоцентрированными). ...
Добавлено: 30 декабря 2012 г.