This study presents the analysis of clichés and stamps as indicators of tolerance or intolerance in mass media when evaluating objects, events and phenomena as “self” or “other”. In the article the author concerns the analysis of the degree of elaboration of the scientific problems in question. There is also information about existing integral views on the problem and its individual aspects: stamps and clichés of consciousness, evaluative categories “self” and “other”, the tolerance of verbal behavior. The author also examines the peculiarities of stamps and clichés of consciousness as well as its correlation with speech cliches and stamps and its connection with precedent phenomena. The author studies the markers connected with “self” and “other” categories as well as the limits of verbal behavior tolerance and verbal markers of tolerance.
В статье в когнитивном ракурсе рассматривается специфика формирования семантики английских прилагательных, обозначающих ментальные характеристики человека. Устанавливается роль архетипической оппозиции «свой – чужой» в организации концептуального основания семантики прилагательных, а также рассматриваются способы реализации данной оппозиции в семантике адъктивных имен.
Статья посвящена рассмотрению когнитивного аспекта индивидуально-авторского семантического переосмысления лексических единиц в поэтической речи. В качестве материала для анализа взяты поэтические тексты известного поэта XX в. Д. Самойлова. В процессе исследования использовались методы когнитивного, семантического и компонентного анализа.
Данная статья представляет собой анализ речевых штампов и клише в качестве показателей толерантности или интолерантности СМИ при оценке предметов, событий и явлений как «своих» или «чужих». В статье проводится анализ степени разработанности научной проблемы, обзор имеющихся взглядов на проблему в целом и на отдельные ее аспекты: штампы и клише сознания, оценочные категории «свое» и «чужое», толерантность речевого поведения; рассматриваются особенности штампов и клише сознания, а также их корреляция с речевыми клише и штампами и связь с прецедентными феноменами; определяются маркеры категорий «свой» – «чужой», границы толерантного речевого поведения и маркеры речевой толерантности.
Совместное исследование, проведенное междисциплинарной группой российских и шведских лингвистов, социологов и педагогов-психологов на грант Шведского института помимо решения прагматических задач, связанных с выявлением относительной качественно-количественной специфики национальных ценностных когнитивных репрезентаций, имело, прежде всего, методологические цели. Они состояли в проверке эффективности разработанных экспериментальных когнитивно-лингвистических приемов (и, соответственно, лежащих в их основе теоретических представлений), направленных на получение фактических данных, позволяющих реконструировать и сопоставить соответствующие области когнитивных репрезентаций.
В восприятии действительности человек руководствуется, о чем свидетельствует многообразие видов и способов категоризации, разными системами знаний. Каким бы нибыл способ целеполагания, общим остается моделирующий принцип: понимание не ограничивается воспроизведением вещи такой, как есть, а создает ее в категориях соответствующей системы представлений. В качестве модуса видения каждая систематика задает свое понятие, каждое понятие утверждается специфической формой ряда, а каждая форма постигается через устанавливаемые внутри ряда отношения.
В статье анализируется содержание, формы воплощения социокультурного знака Соловки
Среди факторов понимания Дельтей называет опыт, круговой характер мышления и относительность суждения о предмете. Эти факторы суть необходимые условия интерпретации.
Рассматривается трансформация национальной картины мира в сознании молодёжи.
В статье анализируются данные когнитивного эксперимента, в результате которого моде-лируется область знания, «схваченная» базовыми терминами курса «Введение в языкознание». Целью исследования является дальнейшее развитие методик анализа содержания и структуры формата знания; методик моделирования концептуальной области, а именно: разработка новых методов и приемов анализа сложных структур знания. В соответствии с методологией, предло-женной в работах Ю.Н. Караулова, Ю.Н. Филипповича [Караулов, Филиппович 2009], развива-ется методика концептуального анализа, рассматривается концептуально-сложный, интегра-тивный формат/фигура знания, когнема.