?
ВЛИЯНИЕ ФОНОЛОГИЧЕСКОЙ И ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ НА ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ ПРИ ЧТЕНИИ У МЛАДШИХ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение — сложный когнитивный навык, для формирования которого необходимо успешное владение навыками фонологической и орфографической обработки. Вклад каждого типа обработки может варьироваться в зависимости от письменности и орфографии языка, а также от исследуемой популяции. Это было показано на материале европейских языков с латинской письменностью, однако кириллице уделялось
значительно меньше внимания. Цель нашего исследования — с помощью поведенческих тестов оценить влияние уровня фонологической и орфографической обработки на формирование навыков чтения у русскоязычных школьников 1 – 6-го классов. В исследовании осуществлялась регистрация движений глаз ребенка при чтении про себя, эта методика позволяет зафиксировать время, необходимое для прочтения каждого слова, и отследить траекторию движения глаз во время чтения. По результатам исследования оказалось, что фонологическая и орфографическая обработка вносят значимый вклад в формирование навыка чтения. Тест на фонологическую обработку оказался наиболее чувствительным к длительности первого прочтения слова и общему времени прочтения, а тест на орфографическую обработку — для всех типов фиксаций, включая длительность первой фиксации.