?
Методологические аспекты анализа карьерных траекторий на российском рынке труда
В статье анализируются эффекты участия российских работников в программах дополнительного профессионального образования (ДПО). Предлагается подход, альтернативный существующим методикам, позволяющий исследовать влияние участия в программа ДПО не только на величину заработной платы, но и на формирование всей профессиональной траектории. Исследование базируется на данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ[1] за период 2006-2016 гг. На основе этих данных сформированы две выборки: выборка людей, которые имеют опыт участия в программах ДПО, а также контрольная группа людей, не имеющих такого опыта. Проводится сравнение карьерных траекторий в двух группах. При этом прямое сопоставление двух групп может приводит к смещению получаемых результатов. Для устранения смещения предлагается использовать алгоритм псевдорандомизации при формировании контрольной группы, который позволяет сбалансировать склонность к участию в программах ДПО в двух рассматриваемых группах. Две сформированные выборки работников сравниваются на основе методов анализа последовательностей, позволяющих проанализировать динамику распределения индивидов по состояниям, а также оценить уровень разнообразия карьерных траекторий на основе индексов концентрации. Результаты исследования свидетельствуют о том, что работники, участвовавшие в программах ДПО, имеют более разнообразные карьерные траектории, характеризующиеся большей интенсивностью как горизонтальной, так и вертикальной мобильности. Данный вывод подтверждают тезис о том, что дополнительное профессиональное образование обеспечивает дополнительную гибкость индивидов в построении их профессиональной карьеры.
[1] Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ-ВШЭ (RLMS-HSE)», проводимый Национальным исследовательским университетом - Высшей школой экономики и OOО «Демоскоп» при участии Центра народонаселения Университета Северной Каролины в Чапел Хилле и Института социологии РАН. (Сайты обследования RLMS-HSE: http://www.hse.ru/rlms, http://www.cpc.unc.edu/projects/rlms)