?
Анализ практических задач по математике: теоретическая модель и опыт применения на уроках
В российских стандартах образования подчеркивается важность умения применять школьные знания по математике в жизненных ситуациях. Однако представленные в стандартах требования к предметным результатам не дают четкого представления о том, как именно учитель математики должен выстраивать свой курс для их достижения. Более того, в отсутствии единого определения практических задач по математике встает вопрос о том, какие именно задачи учителя используют на своих уроках. На какие критерии они опираются при выборе задач для выстраивания связи между школьной математикой и обыденной жизнью?
Учитывая важность учительских установок в процессе реализации образовательных реформ, в данной работе проанализированы практические задачи, с которыми учителя работают на уроках алгебры в средней школе. Всего в исследовании было рассмотрены 83 текстовые задачи. Данные задачи были закодированы по трем параметрам: ситуационная значимость, математическое моделирование, новизна формулировки задачи. Далее, закодированные задачи были проанализированы с помощью кластерного анализа с целью выявления типичных групп практических задач. В результате проведенного анализа были выявлены три типа задач, отличающиеся друг от друга по заданным нами характеристикам. Только в одном кластере текстовые задачи обладали совокупностью всех трех характеристик, свойственных практическим задачам. Таким образом, часть заданий, которые учителя используют на уроках математики в качестве практических, сложно назвать таковыми в соответствии с предложенной нами теоретической моделью