?
Академическая культура и ее место в академическом развитии личности в современном образовательном пространстве
С. 461-471.
Щербакова И. О.
Сегодня понятие академическая культура широко используется в теории и практике обучения. В российском и зарубежном образовании данный термин трактуется по-разному. Целью данной статьи является изучение данного феномена в контексте российского и зарубежного образования. Автор предпринимает попытку рассмотрения феномена академической культуры в контексте образования и академического развития личности. В статье отмечается, что только интеграция таких понятий как академическая грамотность, академическая зрелость, академическая культура, академическая свобода способствуют академическому развитию личности в условиях современного образовательного пространства.
В книге
Вып. 6. , СПб. : Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2014
Тихонова Е. В., Косычева М. А., Ефремова Г. И., В кн. : ВЕКТОРЫ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. : Издательство Проспект, 2024. Гл. 4. С. 58-85.
Добавлено: 5 февраля 2024 г.
Смирнова Н. В., Баграмова Н. В., Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Педагогика 2018 № 6
В условиях интернационализации отечественного высшего образования, владение письменной речью на английском языке становится одной из образовательных целей в вузе. Исследования в области лингводидактики и методики обучения иностранным языкам рассматривают обучение письменной речи как «продукту» и/или как «процессу». Однако данные современной социолингвистики свидетельствуют о том, что письменная речь в вузе имеет социальную природу и представляет собой ...
Добавлено: 21 ноября 2018 г.
М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016
Сборник статей, посвященных различным аспектам истории культуры и эволюции гуманитарного знания ...
Добавлено: 4 декабря 2016 г.
Сафонова М. А., Социологические исследования 2012 № 6 С. 107-120
В статье описаны основные этапы сетевой истории ленинградской / петербургской социологии и подробно проанализирована многоуровневая структура социальной сети, которая связывает петербургских социологов в настоящее время. Основной исследовательский вопрос статьи: являются ли главным элементом этой структуры «научные школы» (или «академические банды», по выражению Томаса Шеффа) – сплоченные клики ученых, объединенные общими исследовательские интересами и интеллектуальной идентичностью? ...
Добавлено: 13 ноября 2012 г.
Муртазина П. А., Петкова Е. Н., В кн. : Образование. Язык. Межкультурная коммуникация (к 100 летию Пермского университета). : ПГНИУ, 2016.
Статья посвящена формированию академических умений на занятиях по английскому языку с использованием технологии развития критического мышления. Академическое письмо является ключевым элементом концепции академических умений и формирует основу академической грамотности. В статье обобщается опыт обучения письменной речи студентов-бакалавров, подробно рассматриваются приемы технологии развития критического мышления (ключевые слова и тонкие вопросы) для построения сильных аргументов в письменных ...
Добавлено: 19 октября 2016 г.
Груздев И. А., Мониторинг университета 2010 № 4 С. 37-43
В статье рассматривается вопрос распределения времени преподавателей в университете на примере ГУ ВШЭ. В первом разделе на основе анализа релевантной литературы по университетской проблематике формулируется вывод, согласно которому время в стенах университета течет особым, наиболее подходящим для ведения научной деятельности образом. Второй раздел представляет собой критический анализ академической жизни вуза с этой точки зрения. Проблематизируются ...
Добавлено: 30 июля 2013 г.
М. : РГГУ, 2005
Издание содержит: когнитивно-информационная модель образования в науках о человеке; образ исторической науки прошлого в современном университетском курсе; вспомогательные исторические дисциплины в современном университетском образовании. ...
Добавлено: 28 октября 2015 г.
Углева А. В., В кн. : Актуальні проблеми екомічного і соціального розвитку регіону. Т. II.: Донецк : Cвiт книги, 2012. С. 251-262.
Статья посвящена эволюции понятия "автономия" университета в постсоветском пространстве, трансформации общественного восприятия академических свобод и собственной автономии самими университариями. В центре внимания - взаимоотношения между государством и университетом в современную эпоху. В статье описываются также основные, c точки зрения автора, "слабые" и "сильные" стороны современной автономии университетов в контексте развития рыночной экономики. ...
Добавлено: 26 февраля 2013 г.
Курьян М. Л., В кн. : Магия ИННО: новое в исследовании языка и методике его преподавания : материалы Второй научно-практической конференции (Москва, 24–25 апреля 2015 г.). Т. 2.: М. : МГИМО-Университет, 2015. С. 390-393.
Требования, предъявляемые к высшему образованию, касаются развития аналитических и исследовательских навыков и компетенций учащихся. Важным критерием этого развития в условиях глобализации образовательного контекста становится способность обрабатывать и оценивать информацию из оригинальных англоязычных источников, представлять ее в устном и письменном виде посредством английского языка. Поэтому в НИУ ВШЭ получение степени бакалавра включает защиту проекта диплома на ...
Добавлено: 13 октября 2015 г.
Смирнова Н. В., Щемелева И. Ю., Вестник Томского государственного университета. Филология 2020 Т. 63 № 63 С. 115-131
В свете теорий о социальной природе языка рассмотрены «недискурсивные» аспекты порождения жанра проекта научного исследования (research proposal) на английском языке. На примере данных интервью со студентами, мы показываем, что владение английским языком как ресурсом тесно связано с письмом как социальной практикой, однако не является ее ключевым аспектом. Напротив, наиболее значимыми «недискурсивными» аспектами являются: наличие доступа ...
Добавлено: 27 февраля 2019 г.
Макарова В. А., , in : SGEM2014 Conference on Psychology and Psychiatry, Sociology and Healthcare, Education, www.sgemsocial.org, SGEM2014 Conference Proceedings. Vol. 3: Education and Educational research.: Sofia : STEF92 Technology Ltd., 2014. P. 547-555.
Добавлено: 8 января 2015 г.
Абрамова М. О., Акоев М. А., Анисимов Н. Ю. и др., Томск : Издательство Томского государственного университета, 2020
Томский государственный университет начинает серию научных изданий "Развитие высшего образования: исследования, проекты, стратегия". В этой серии будут публиковаться результаты анализа современного состояния системы высшего образования в РФ и за рубежом. Цель серии - определение и анализ ключевых вызовов к университетскому образованию и способов эффективного ответа на них.
Серию открывает коллективная работа научно-педагогических и экспертных групп ведущих ...
Добавлено: 28 октября 2022 г.
Панова А. А., Бывальцева-Станкевич А. А., М. : Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2021
В информационном бюллетене исследуются академическая автономия и академическая свобода в российских вузах. В фокусе анализа – контроль профессиональной деятельности преподавателей, а также принятие решений по вопросам, касающимся основных направлений политики вуза. Анализ базируется на результатах опросов преподавателей и руководителей вузов, проводимых НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга экономики образования. ...
Добавлено: 18 января 2022 г.
Опфер Е. А., Высшее образование сегодня 2017 № 11 С. 57-60
В условиях реформирования системы образования в России меняется отношение к преподавателю высшей школы, его роли в образовательном процессе и в обществе. В этой связи актуализируется потребность в формировании позитивного имиджа современного педагога высшей школы, что является одним из факторов повышения престижности и качества высшего образования. ...
Добавлено: 10 октября 2020 г.
Смирнова Н. В., В кн. : Герценовские чтения. Иностранные языки. 2013. : СПб. : Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2013.
Происходящие изменения, несомненно, затронули понятие и природу грамотности современного человека, которая в западной среде стала аналогичной образованию на протяжении всей жизни. В целом, происходит расширение понятия грамотности, т.е. развитие грамотности это не просто развитие умений чтения и письма, а развитие способов мышления, подходящих для данной культурной среды. ...
Добавлено: 17 июля 2013 г.
Степанов Б. Е., Высшее образование в России 2012 № 7 С. 130-138
Данная статья представляет собой отклик на дискуссию о преподавании академического письма, состоявшуюся в 2011 г. на страницах журнала «Высшее образование в России». Автор затрагивает наиболее значимые пункты обсуждения: 1) о статусе и месте такого рода курсов в университетском образовании; 2) о возможностях формирования исследовательских навыков в данных курсах; 3) о ценностных и антропологических основаниях различных ...
Добавлено: 2 сентября 2012 г.
Смирнова Н. В., В кн. : Материалы XLIII Международной Филологической конференции. Современные проблемы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков. Вып. 31.: СПб. : Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2014. С. 61-70.
Статья посвящена проблемам отбора содержания профессионально-ориентированного обучения письменной речи на английском языке. Академическая грамотность обосновывается как важный фактор иноязычного образования в научно-исследовательском университете. ...
Добавлено: 18 марта 2015 г.
Углева А. В., Философские науки 2010 № 11 С. 130-142
Объектом рассмотрения в данной статье является концепт академической свободы в его связи с развитием цивилизации. Академическая свобода рассматривается как необходимое условие социального прогресса, а «нормальное» функционирование университета как гарант устойчивого социального порядка и цивилизационной целостности. ...
Добавлено: 12 октября 2012 г.
Покровский Н. Е., Социологические исследования 2006 № 12 С. 95-97
Проблема, к которой обращается автор – дегуманитаризация современного университетского образования. Причину этого явления (наблюдающегося не только в России, но и на Западе) автор видит во внутренней мутации профессиональных и общекультурных ценностей. В частности, в статье выражается озабоченность тем, что современные студенты рассматривают социологию как техническую дисциплину, обслуживающую бизнес и политический процесс. ...
Добавлено: 15 октября 2013 г.
Смирнова Н. В., Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация 2017 № 1 С. 140-147
В статье рассматриваются проблемы профессионально ориентированного обучения ино- странному языку студентов научно-исследовательского вуза. Автор обосновывает необходимость уточнения целей и содержания обучения иностранным языкам в вузе и вводит понятие академической грамотности как фактора иноязычной профессиональной подготовки. Цель статьи – уточнить понятие, подходы, структуру, характеристики и роль академической грамотности в высшем образовании. Выяв- ленные подходы, модели структуры ...
Добавлено: 25 августа 2017 г.
Возрастающее внимание к проблеме студенческого отсева обусловлено демографическими сдвигами, происходящими в мире начиная с 1960–1970-х годов и актуальными для современной Росcии. Для вузов она приобрела особую остроту в связи с изменением принципов их финансирования. Феномен студенческих отчислений имеет свою специфику в разных образовательных системах. Отсев студентов из российских вузов представляет собой принудительное отчисление, в то ...
Добавлено: 1 июля 2013 г.
Савельева И. М., Полетаев А. В., В кн. : Cogito. Альманах истории идей. Вып. 5: Foundation.: Ростов н/Д : Исторический факультет Южного Федерального Университета, 2011. С. 11-36.
В статье анализируется роль классики в современном высшем образовании в области социальных наук на примере трех дисциплин: социологии, экономики и психологии. Авторы показывают, что знакомство с классикой в процессе профессионального обучения обеспечивается вводными и специализированными курсами и закрепляется в ходе изучения рекомендуемой литературы (первоисточников). Центральными для исследования являются две проблемы: формирование у учащихся представлений о ...
Добавлено: 1 декабря 2012 г.
Королев Д. А., Паволоцкий А. В., Качество. Инновации. Образование 2013 № 12 С. 30-38
В статье поднимается вопрос об аутентичности студенческих работ и о понимании всеми участниками образовательного процесса ситуации с цитированием и заимствованиями материалов в работах. Рассмотрена одна из типичных студенческих работ, успешно прошедшая проверку в системе "Антиплагиат" ...
Добавлено: 2 марта 2014 г.
Белик К. М., Новое прошлое 2020 № 3 С. 180-190
Во второй половине XIX–начале XX в. ученые придают большое зна‐ чение процедуре научной экспертизы диссертационных исследований, создают экспертные формы оценки качества научного труда. Одной из таких процедурных форм становится рецензирование. В указанный период оно приобретает статус обязательной оценочной экспертизы качества научных произведений, становясь, при этом, определенной ритуальной практикой. При этом, постепенно рецензии на диссертации начинают ...
Добавлено: 8 октября 2020 г.