Препринт
To drink or not to drink: the microeconomic analysis of alcohol consumption in Russia in 2006-2010
The goal of this project is to find out the influence of some economic and social factors on the demand for alcohol in modern Russia. The number of regression models is estimated on the base of "The Russia Longitudinal Monitoring Survey (RLMS-HSE)" 1994-2011. There are classic models of demand for alcohol of Becker and Murphy (1988): static, myopic and rational addiction models. We use two-step way of estimation because of two-step consumer decision ("to drink or not to drink" and how much to drink). This way let it possible to find out the factors of every decision separately. The new idea of this research is to use as independent variables not only economic parameters (as prices and incomes of respondent and his\her family members) but some social characteristics such as educational level, gender, age, nationality, optimism level, alcohol use by other family members, and other. The first results have demonstrated some that social factors (education, marital status, alcohol use by other family members) are more important that the economic ones (as price for alcohol).
В исследовании на данных РМЭЗ-НИУ ВШЭ выделено два противоположных кластера по отношению к здоровому образу жизни. Кластер «современная успешная молодежь» характеризуется тем, что люди, которые в него входят, придерживаются норм здорового образа жизни, а именно: не курят, имеют слабую зависимость от алкоголя и придерживаются правильного питания. Противоположный кластер можно охарактеризовать как группу людей, абсолютно не придерживающихся правил здорового образа жизни, сильно курящих, имеющих сильную алкогольную зависимость и не совсем правильное питание. Промежуточные кластеры можно охарактеризовать как людей не пьющих и не курящих, но при этом не следящих за своим питанием. На попадание в кластер людей, которые ведут здоровый образ жизни, влияют семейный доход на душу каждого человека в семье, пол и проживание в городе. Все эти факторы говорят о том, что молодые жители городов, работающие на позициях специалистов или руководителей, более склонны вести здоровый образ жизни. Таким образом, социальная ситуация, в которой находятся эти люди, способствует установлению правильных взглядов на здоровье и образ жизни. Иная ситуация просматривается при анализе кластера тех, кто ведет нездоровый образ жизни. Попадание в этот кластер обусловлено полом и возрастом, однако наличие высшего или среднего образования, а также проживание не в областном центре, снижает склонность к нездоровому образу жизни.
Статья посвящена изучению связи внеклассных структурированных занятий спортом с употреблением алкоголя среди студентов из учреждений начального и среднего профессионального образования (СПО) Санкт-Петербурга. Данные, собранные в 2014 году, содержат информацию о занятиях индивидуальными и командными видами спорта и частоте употребления алкоголя студентами из 29 учреждений СПО (всего 2935 учащихся, средний возраст 17 лет, 77% юношей). Результаты порядковой логистической регрессии показывают, что внеклассные структурированные занятия спортом слабо связаны с рисковым поведением. Установлено, что (1) существуют различия в частоте употребления алкоголя между юношами и девушками; (2) занятия командными видами спорта положительно связаны с вовлечением в рисковое поведение; (3) занятия командными видами спорта способствуют вовлечению в рисковое поведение как юношей, так и девушек; (4) достижение совершеннолетия сильнее связано с риском алкоголизации, чем внеклассные спортивные занятия. Для понимания того, являются ли полученные выводы уникальными для спортивных внеклассных занятий или универсальными для всех внеклассных занятий, предполагающих командную работу молодых людей, необходимы дальнейшие исследования.
Alcohol consumption is known to have an impact on various aspects of individual’s life. This paper is based on the idea that the alcohol consumption is very likely to influence on subjective well-being. Using data from the Russia Longitudinal Monitoring Survey of HSE (RLMS-HSE) in this paper the links between alcohol consumption and subjective well-being is examined. RLMS-HSE data shows that a significant number of individuals consumed alcohol in the last month in Russia, the proportion of men drinkers is extremely high, and is around 60-70%. Two sources of endogeneity are discussed in the paper: individual characteristics, such as one’s value system and traits of character; and the existing environment, for example, a negative macroeconomic situation. Empirical estimates are obtained using probit adapted OLS approach. Results suggest that reasonable consumption of alcohol improves the level of life satisfaction. However, alcohol abuse produces negative effects on life satisfaction.
The subject of this article is a research on interregional differences in volume and structure of alcohol consumption based on official statistical data and testing of a hypothesis about various macroeconomic factors influencing alcohol consumption. This testing was carried out with regression analysis method on the basis of data from regions of the Russian Federation. Indicators used in the analysis were received from official state statistics' sources that are free to access on respective web-sites. Due to the lack of data on alcohol consumption by regions, sales rates of alcohol beverages in per capita volume terms (broken down by commodity) were used as proxy variables of alcohol consumption. On account of information on percentage of spirit in all alcohol products under review per capita indices of absolute alcohol consumption were estimated for each region specifically, contribution of each product into its forming was also assessed.
Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран - участниц конференции.
Переводы классики по разделам экономической науки (ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ), учебники экономические, справочные и методические материалы, книжные серии, экономическая терминология
Целью работы является сравнение режимов денежно-кредитной политики с точки зрения уязвимости экономики использующих их стран к кризисам. Работа состоит из двух частей. Первая часть содержит обзор литературы, где представлены результаты исследований, рассматривающие подверженность кризисам экономик, применяющих такие режимы денежно-кредитной политики, как таргетирование валютного курса, классическое и модифицированное инфляционное таргетирование. Также приводятся оценки эффективности накопления валютных резервов в качестве инструмента предотвращения или смягчения кризисов. Во второй части работы – эмпирической – описаны методология и результаты сравнения адаптационных способностей экономик, полученные на основе анализа динамики ключевых макроэкономических показателей в докризисный и посткризисный периоды в странах, сгруппированных по режимам денежно-кредитной политики. Кроме того, представлены оценки подверженности экономик кризисам на основе расчета частот наступления кризисов при различных режимах.
Представлены результаты кросс-культурного исследования имплицитных теорий инновативности у студентов и учителей, представителей трех этнокультурных групп: русские, народы Северного Кавказа (чеченцы и ингуши) и тувинцы (N=804). Выявлены межгрупповые различия в имплицитных теориях инновативности: у русских респондентов и у студентов более выражены индивидуальные теории инновативности, у респондентов из Северного Кавказа, Тувы и учителей более выражены социальные теории инновативности. С помощью моделирования структурными уравнениями построена культурно-универсальная модель влияния ценностей на имплицитные теории инновативности и на установки по отношению к инновациям. Ценности Открытости изменениям и индивидуальные теории инновативности способствуют позитивному отношению к инновациям. Результаты исследования показали, что имплицитные теории инновативности различаются в разных культурах, а ценности оказывают разное влияние на отношение к инновациям и опыт инновативной деятельности в разных культурах.
В декабре 2011 г. был обнародован консультативный документ Базельского комитета по принципам надзора за деятельностью финансовых конгломератов. В статье дан обзор данных принципов, а также ряд предложений, разработанных авторами в рамках проведенного анализа исследовательской группы ВШЭ.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
В статье рассматриваются аспекты организации и деятельности общественных консультативных структур (ОКС). Основное внимание уделено ОКС, созданным и действующим при исполнительных органах государственной власти субъекта РФ. Проанализированы нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, регулирующие создание и работу ОКС, положения об общественных советах при органах власти. На основе результатов социологических опросов, экспертных интервью с руководителями и членами ОКС, с работниками СМИ, освещающими работу институтов гражданского общества, с чиновниками, отвечающими за взаимодействие с НКО исследована деятельность петербургских ОКС. Проанализирована роль ОКС как инструмента участия представителей гражданского общества в управлении государством. Делается вывод о неэффективности большинства российских и петербургских ОКС.
Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.
Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара "Математическое моделирование социальных процессов" им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.
Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.
Представлены результаты мониторинга уровня подготовки студентов, поступивших в российские вузы летом 2010 г. Оценивался средний балл зачисленных на конкурсной основе (по результатам конкурса баллов ЕГЭ). На основании полученных данных анализируются тенденции развития системы высшего образования: какие специальности пользуются наибольшим спросом; в какие вузы поступают наиболее подготовленные абитуриенты; как распределились предпочтения победителей олимпиад, имеющих право поступать в вуз вне конкурса; в чем специфика приема студентов в вузах, получивших дополнительную господдержку.
В статье анализируются проблемы российской экономической журналистики. На материалах 18 глубинных интервью был выделен спектр трудностей, которые экономические журналисты считают наиболее серьезными. К проблемам относятся: давление групп интересов (власти и рекламодатели), недостаточная квалификация и текучесть кадров, а также низкое доверие потребителей новостей, отсутствие у них экономической грамотности, вынуждающее журналистов упрощать материалы, и информационная перегрузка.