?
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УНИВЕРСИТЕТЕ КАК КОРПОРАЦИИ В РАМКАХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА
В настоящей статье проанализированы глубинные изменения, связанные
с превращением университетов в корпорации в контексте институционального анализа.
Исследование выполнено в формате case-study, респондентами были студенты, аспиранты
и молодые учёные исследовательских специальностей НИЯУ МИФИ. Авторами выдвинуты
три гипотезы: о возможном несовпадении ценностей обучающихся с ценностями университе-
та; о демотивации студентов 3-го курса ввиду отсутствия индивидуальной коррекции обучения
и о неуверенности в будущем после окончания обучения как главной причине демотивации.
В ходе исследования особенностей мотивационных характеристик студентов и аспирантов
при помощи валидизированных методик «Смысложизненные ориентации» (Д. А. Леонтьев)
и «Источники мотивации» (Дж. Барбуто и Р. Сколл) было выявлено, что, по сравнению
с первокурсниками, студенты 3-го курса и магистры находятся в состоянии демотивации от-
носительно учебной деятельности. Это подтверждается высоким значением инструментальной
мотивации и низкими результатами по субшкале «Цели в жизни» у данных подгрупп респон-
дентов. Было обнаружено, что демотивация связана с усилением тревожности в ожидании
будущего, что обусловлено практически линейной корреляционной связью между субшкалой
«Цели в жизни» и интегральным показателем «Осмысленность жизни». В свою очередь, уро-
вень ожиданий аспирантов превосходит возможный уровень вознаграждения. Авторы видят
решение данных проблем в развитии социокультурной среды университета, поддерживающей
познавательную мотивацию и креативный потенциал личности, а также в системе эффектив-
ного кураторства для поддержания личностных смысловых структур студентов и аспирантов,
особенно при формировании групп ускоренного развития.