?
Cельский читатель в переходный период: традиционные и цифровые практики и отношение к ним
В статье рассматривается, как под влиянием цифровых трансформаций меняются практики чтения жителей сельской России. Исследование опирается на материалы экспедиций, собранные в двух российских сельских территориях, – село Глазок (Тамбовская область, 2018) и сельское поселение Гжельское (Московская область, 2019). Экспедиции проходили в период, когда интернет уже стал привычной технологией для большинства информантов. Выяснено, что есть различия и в практиках, и в отношении к чтению у разных возрастных групп. Парадоксально, но положительное отношение к чтению не означает, что респонденты действительно читают. Так, в группе старших респондентов (более 50 лет) считают, что чтение очень важно, относятся к нему положительно, но практически не читают. Респонденты среднего возраста – более читающая группа, предпочитают в основном печатные книги, цифровую среду мало связывают с практиками чтения. Молодые респонденты (до 30 лет) относятся к чтению сдержаннее, но эта группа оказалась самой читающей. Фрагментированное чтение более распространено, чем чтение непрерывных (сплошных) текстов. Это характерно и для печатных, и для цифровых платформ. Однако информанты с разнообразными практиками чтения реализуют их и в традиционных, и в цифровых вариантах. В статье отмечено, что проблематика чтения для сельской среды тесно связана с образованием. Ограничения этой среды не только в технологическом, но в социокультурном контексте.