?
Онтология культуры в русской религиозной философии (Владимир Соловьев и Семен Франк)
С. 242-276.
В статье В.Н.Поруса, посвященной онтологическим проектам В.С.Соловьева и С.Л.Франка, выявляется фундаментальное для этих проектов стремление вывести принципы культуры из самих оснований бытия, признание ими фундированности культуры бытием человека.
Язык:
русский
Каменских А. А., Schole. Ancient Philosophy and the Classical Tradition 2015 Vol. 9 No. 2 P. 446-459
В истории восприятия интеллектуального наследия Оригена русскими богословами и философами последних столетий выделяются несколько ключевых моментов и несколько ключевых фигур. Это, прежде всего, Григорий Сковорода (1722–1794), Владимир Соловьёв (1853–1900), Сергей Булгаков (1871–1944), Николай Бердяев (1874–1948) и Георгий Флоровский (1893–1979). Значимость этих авторов для нашего исследования определяется сочетанием трёх обстоятельств: (1) ключевой ролью названных мыслителей в ...
Добавлено: 5 октября 2015 г.
Кантор В. К., Форум новейшей восточноевропейской истории и культуры 2014 № 1 С. 115-123
Не раз исследователи творчества Франка отмечали, что соловьевская идея всеединства была не просто прочитана Франком, но философски актуализирована им. Учение о Богочеловечестве, концепция русского европеизма, идея "всечеловечсности" русского человека, трагический эсхатологизм - вот лишь немногие соловьевские темы, которые определили философское творчество Семена Франка. ...
Добавлено: 12 августа 2014 г.
Оболевич Т. С., Резвых Т. Н., Цыганков А. С., Философский журнал 2021 Т. 14 № 3 С. 110-130
В статье реконструируется историко-философский контекст двух немецкоязычных докладов Семена Людвиговича Франка об антропологии Ф.М. Достоевского, прочитанных им в 1935 и 1938 гг. в Швейцарии. Обозначается общее место, которое занимало философское осмысление творчества Достоевского в мысли Франка эмигрантского периода 1930-х гг. На основании архивных материалов устанавливается, что первый доклад Франка, прочитанный им в Швейцарии по антропологии ...
Добавлено: 31 октября 2021 г.
Бессчетнова Е. В., Мысль: Журнал Петербургского философского общества 2010 Т. 9 № 1 С. 149-159
По утверждению Владимира Соловьева, на рубеже XIX и ХХ вв. русские люди были увлечены тремя идеями: экономическим материализмом Маркса, отвлеченным морализмом Толстого и идеей сверхчеловека Ницше. Одно из самых значительных своих произведений - «Три разговора» Владимир Сергеевич обратил именно против толстовства. Соловьев критикует Евангелие от Толстова, называя его мнимым. ...
Добавлено: 9 октября 2012 г.
Порус В. Н., История философии 2021 Т. 26 № 2 С. 102-113
В статье сопоставляются взгляды русских мыслителей от В.С. Соловьева до Г.П. Федотова
на проблему общественного идеала. В.С. Соловьев, развивая идеи Ф.М. Достоевского, понимал общественный идеал как воплощение христианского учения о всеобщей человеческой
солидарности и свободном развитии личности под духовным руководством Вселенской
церкви. Экуменическая и теократическая утопия мыслителя не была принята российским
обществом, раздираемым неразрешимыми социальными и культурными противоречиями.
П.И. Новгородцев, ...
Добавлено: 18 октября 2021 г.
Демин М. Р., Die Welt der Slaven. Internationale Halbjahresschrift für Slavistik 2012 Т. 57 № 1 С. 59-78
Работа посвящена значению исследований русской литературы для институализации философского знания в России в конце 19- начале 20 вв. В ходе конкурентной борьбы между литературным и философским дискурсами в конце 19 века определяется тенденция проблематизировать литературу как объект философского знания. Русская литература оказывается, с одной стороны, полем для демонстрации возможностей философского и/или психологического анализа (Владимир Чиж «Достоевский как ...
Добавлено: 9 октября 2012 г.
Доброхотов А. Л., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение 2010 № 4(32) С. 75-87
Анализируя книгу Вяч. Иванова "Достоевский: Трагедия. Миф. Мистика", автор раскрывает занимающую в ней важное место мифологему зла. Он указывает место "понерологии" Иванова в европейской культурной и философской традиции, систему основных образов зла в их взаимном отношении : Люцифер - Ариман - Легион; наглядно демонстрирует объяснительные возможности, открываемые концепцией Иванова для анализа современной культуры. ...
Добавлено: 26 октября 2012 г.
Кантор В. К., Вопросы философии 2014 № 5 С. 65-72
На материале рассказа Достоевского “Бобок”, который в концентрированном виде дает нам представление о том, как писатель понимал смерть и жизнь в России, автор раскрывает религиозно-философские аспекты темы "жизни в смерти". Каторжная жизнь в смерти, временная смерть, которую прошел в России не один Достоевский, лишь у него стала предметом художественной рефлексии. При этом надо понимать, что ...
Добавлено: 21 мая 2014 г.
Порус В. Н., Ярославский педагогический вестник 2018 № 4 С. 257-264
В статье сделана попытка «расшифровки» скрытого замысла М. Горького, считавшего роман «Жизнь Клима Самгина» своим посланием будущим поколениям. Этот роман десятилетиями воспринимался как исследование генотипа русского «мелкобуржуазного» интеллигента, проделавшего эволюцию от сочувственного участия в революционном движении до идейного противостояния большевизму и антисоветской деятельности в эмиграции. Вопреки декларациям самого Горького, сделанным под давлением политической обстановки в ...
Добавлено: 7 сентября 2018 г.
Оболевич Т. С., Аляев Г. Е., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение 2021 № 93 С. 93-130
Публикуется архивный текст — переписка С. Л. Франка с отцом Климентом Лялиным, монахом католического монастыря Амэ-Шеветонь. В предисловии к публикации прослежена история отношений С. Л. Франка и о. Климента, отраженная в их переписке 1937–1948 гг.; раскрыты обсуждаемые в письмах темы, связанные с привлечением С. Л. Франка к сотрудничеству в журнале «Irénikon», с планами так и ...
Добавлено: 18 марта 2021 г.
Парсамов В. С., Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение 2016 № 7 (16) С. 68-88
В основе представлений Франка о культуре лежит первичное отношение Я-Ты. С одной стороны, это отделяет культуру от мира отдельных вещей, где существуют субъектно-объектные связи, а с другой стороны, перемещает позицию исследователя внутрь культурного пространства. Наиболее чистым выражением культуры является искусство, выступающее как модель чистого бытия, не разделенного на отдельные предметы и постигаемого интуитивно. Культура для ...
Добавлено: 6 декабря 2016 г.
Кантор В. К., Вопросы философии 2013 № 2 С. 183-187
Рецензия на книгу Деборы Мартинсен "Настигнутые стыдом" (М.: РГГУ, 2011, 328 с.) ...
Добавлено: 17 марта 2013 г.
Гравина И. В., В кн. : Философ и его время: К 125-летию со дня рождения А.Ф. Лосева. XVI Лосевские чтения. : МАКС Пресс, 2019. С. 453-460.
В статье рассматриваются философские основания представлений А.Ф. Лосева о концепции магического реализма. Показывается, что данный термин в работе русского мыслителя носит оригинальную трактовку, отличную от понятий магии и оккультизма, популярных в XIX-XX в.в. Подчеркивается христианский характер восприятия магии в рамках православного таинства как энергийно-ономатического или синергийного сообщения с атрибутом культа. Обосновывается позиция о том, что ...
Добавлено: 15 ноября 2021 г.
Куманьков А. Д., Философские науки 2017 № 3 С. 38-52
Статья посвящена реконструкции образа Первой мировой войны, запечатлённого С.Л. Франком. Автор предлагает для выявления целостной идеи Великой войны в представлении Франка обратиться не только к его публицистике военного периода, но и к крупным социально-политическим работам 20-40-х годов прошлого столетия. Особое внимание в статье уделяется полемике Франка с неославянофилами. Решение проблеме оправдания войны Франк находил в ...
Добавлено: 16 октября 2015 г.
Гравина И. В., В кн. : Единство добра, истины и красоты в русской религиозно-философской традиции: сборник статей. : СПб. : Издательство РХГА, 2023. С. 40-51.
Статья ставит своей задачей рассмотрение категории Софии в работах А.Ф. Лосева в связи с ее значимостью для христианской философии. Отмечается, что софиологическое течение в русской религиозной философии может быть отчасти классифицирована как новый вариант утверждения проблемы универсалий, но с существенными структурными отличиями от оригинального средневекового течения. Важность темы обусловлена тем фактом, что в философии Модерна ...
Добавлено: 6 сентября 2023 г.
Винкельман А. М., Метаморфозис 2017 Т. 1 № 4 С. 13-17
В статье выполнен критический анализ "Цицерона" Тютчева в контексте размышлений о философии истории в русской философии (Франк, Бердяев). ...
Добавлено: 12 февраля 2018 г.
This paper presents the analysis of the concept of love in the religious philosophy of Nikolay Lossky. According to Lossky love is the absolute value in itself, integrating the world of values in a single axiological system, and on the other side it is the main vital force that unites of the social world. His ...
Добавлено: 30 января 2018 г.
Ильин И. Ю., В кн. : Познаваемость Бога: вызовы модерна и постмодерна. : М. : [б.и.], 2024.
В статье анализируется обращение к христианскому догмату о Троице в рамках социально-политических проектов русской религиозной философии на примере Николая Федорова и Владимира Соловьева. Эти философы заложили фундамент для развития философско-богословской рефлексии о Троице в русской мысли Серебряного века. При этом русская религиозная мысль о Троице рассматривается в статье в более широком контексте «тринитарного Ренессанса», происходящего ...
Добавлено: 21 ноября 2023 г.
Бирюков Д. С., Вопросы теологии 2021 № 3 С. 417-441
Беседа с доктором философских наук Дмитрием Бирюковым, исследователем творчества поздневизантийского богослова Григория Паламы (1296–1359), посвящена обсуждению особенностей учения этого авторитетного учителя Церкви, а также рецепции его наследия в XIX–XX вв. после столетий забвения. В ходе беседы обозначается основоположная метафизическая схема паламитского богословия — различение сущности и энергий в Боге. С одной стороны, прослеживается преемственность этой схемы ...
Добавлено: 7 ноября 2021 г.
Kraków : The Pontifical University in Krakow Press, 2015
Книга представляет собой свежий и интересный взгляд на значение русской религиозной философии для понимания роли религии в соверменном, "пост-секулярном" мире. ...
Добавлено: 5 октября 2015 г.
Павлов И. И., Вопросы философии 2019 № 10 С. 122-131
В статье рассматривается полемика Василия Розанова и Николая Бердяева о соотношении Христа и мира, имевшая место на заседаниях Религиозно-философского общества в Санкт-Петербурге. Автор помещает эту полемику в современный контекст дискуссий о роли метафизики в спорах о религии, связанных с постсекулярной ситуацией. Реплика Розанова и ответ Бердяева анализируются не как образец «экзотичной» русской религиозной философии, построенной ...
Добавлено: 29 октября 2019 г.
Оболевич Т. С., Цыганков А. С., М. : ИФ РАН, 2020
В книге рассматривается голландский эпизод философской биографии русского философа Семена Людвиговича Франка, реконструируется историко-философский контекст профессиональных и дружеских связей С.Л. Франка с голландскими коллегами. Отдельное внимание уделяется воссозданию истории лекционных поездок философа в Голландию, выпавших на 1930-е гг., а также «голландскому тексту» в его творчестве. В приложении к книге публикуются не переведенные прежде на русский ...
Добавлено: 21 мая 2020 г.
Пружинин Б. И., В кн. : Николай Александрович Бердяев. : М. : РОССПЭН, 2013. Гл. 1. С. 5-12.
В статье дана общая характеристика философского наследия Н. А. Бердяева в его современном значении, названы важнейшие направления современных исследований этого наследия за последние два десятилетия, определены перспективы дальнейших исследований в этом направлении. ...
Добавлено: 18 ноября 2013 г.