• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

О чем молчит булла 1245 года? Философские основания низложения Фридриха II

С. 27-51.

Если отлучение было традиционным орудием воздействия церкви на политику светской власти на всех уровнях, то низложение государя происходило гораздо реже и было сопряжено с большими трудностями. Это тем более очевидно, когда речь идет о конфликте европейского масштаба – противостоянии императора Священной Римской империи и римского понтифика. Как известно, это противостояние длилось примерно столько же, сколько существовала сама средневековая Римская империя. Основа конфликта была заложена еще коронованием Карла Великого в Риме в 800 г., казалось бы совершенным по обоюдному согласию. Но корону на голову короля франков положил именно римский епископ, и вследствие этого прецедента он стал обязательным посредником между Богом и верховной светской властью. На протяжении столетий это противостояние могло приобретать более или менее бескомпромиссные формы, а иногда могло даже являть признаки умиротворения, своего рода симфонúи, если заимствовать у византийцев замечательный политологический термин. Однако противостояние двух властей было вершиной айсберга, и современники видели в нем не просто тяжбу о чем-то не договорившихся политиков, но конфликт духовного и светского начал. Этот конфликт был неискореним.

Вопросы Фридриха II были «возмутительны», его «неверие» очевидно для многих современников. Но разве университетский диспут, основа высшего образования того времени, не был основан на обсуждении вопросов, зачастую абсолютно противоположных догматам веры? Разве не сомневались великие мистики? Фридрих II был, видимо, первым монархом европейского масштаба, кто позволил себе сделать «сомнение» составляющей своего символического образа, и общество, не только римская курия, не простило ему этого.