?
К вопросу о связи процессов интернационализации и институциональной дифференциации в системах высшего образования
С. 215-243.
В главе представлены результаты анализа процессов интернационализации и дифференциации в системе высшего образования России. Рамки анализа определены следующим набором взаимосвязанных вопросов: какие движущие силы дифференциации формируются процессами интернационализации и как это происходит; в каких ситуациях интернационализация может рассматриваться как фактор дифференциации, а в каких – нет; какое влияние оказывает интернационализация на систему высшего образования страны; каким образом можно оценить результаты влияния интернационализации на отдельные организации и систему в целом.
Язык:
русский
Ключевые слова: образовательная политикаинтернационализация высшего образования internationalisation of higher educationhigher education policydifferentiation in higher educationинституциональная дифференциациямеханизмы дифференциации
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
Дрантусова Н. В., Князев Е. А., Университетское управление: практика и анализ 2012 № 5 С. 43-52
Представлен обзор концепций изучения институционального многообразия в разных национальных контекстах. В качестве подходов к изучению нового институционального ландшафта российской высшей школы предложен «треугольник координации» Б. Кларка и стейкхолдерский подход. Обоснована необходимость поощрения развития дифференциации в российском высшем образовании со стороны главного стейкхолдера - государства, для чего важно использовать более гибкие инструменты образовательной политики. В ...
Добавлено: 13 февраля 2013 г.
М. : Логос, 2013
Ведущие зарубежные и отечественные исследователи и практики в области высшего образования раскрыли понятие, сущность и последствия интернационализации. Ими дан развернутый анализ современных тенденций и изменений, произошедших как в самом понимании термина «интернационализация», так и в национальных практиках ее развития на институциональном уровне и уровне отдельных государств. Раскрыты тенденции и трансформации интернационализации как процесса и ключевой ...
Добавлено: 16 апреля 2013 г.
Kostina T. V., Куприянов А. В., Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta, Istoriya 2016 No. 3 P. 31-45
В статье рассмотрена динамика численности профессорско-преподавательского состава Дерптского университета с начала XIX в. по 1884 г. сравнительно с таковой в Казанском и Петербургском университетах. Показано, что снижение темпов роста Дерптского университета привело к 1880-м годам к заметному отставанию от остальных университетов, причем отставание становится заметно еще до «русификации» Дерптского университета во второй половине 1880-х годов. ...
Добавлено: 16 декабря 2015 г.
Князев Е. А., Дрантусова Н. В., Университетское управление: практика и анализ 2013 № 1 С. 6-17
На основе изучения механизмов дифференциации выделены четыре основных модели организации деятельности вузов, формирующиеся в процессе ресурсного обмена вуза со своими стейкхолдерами: университет – исследователь, университет – системный интегратор, университет – региональный интегратор, университет – кадровый конструктор.
Модели описаны с помощью набора организационных и поведенческих характеристик (дескрипторов), выделенных на основе системного подхода к анализу высшего учебного ...
Добавлено: 13 февраля 2013 г.
Cantwell B., Marginson S., Смоленцева А. Ю., , in : High Participation Systems of Higher Education. : Oxford : Oxford University Press, 2018. Ch. 16. P. 439-460.
The concluding chapter takes stock of the book’s core notion of high participation systems (HPS) of higher education, in the context of the eight country studies and seventeen HPS propositions. The propositions engender extensive, though not unanimous, support. Declining institutional diversity and more complex governance are broadly agreed, but Finland and Norway differ from the ...
Добавлено: 26 июня 2018 г.
Аржанова И. В., Барышникова М. Ю., Жураковский В. М. и др., В кн. : Императивы интернационализации. : М. : Логос, 2013. С. 343-367.
Авторы анализируют опыт измерения международной составляющей деятельности современных университетов. В частности рассматриваются различные системы индикаторов для оценки международной деятельности вузов, применяемые в практике рейтингования на национальном и глобальном уровне. На примере наиболее известных глобальных академических рейтингов, международных многомерных ранжирований и российских рейтингов вузов авторы показывают ограниченность используемых для оценки международной деятельности индикаторов, что не отражает ...
Добавлено: 16 апреля 2013 г.
Смоленцева А. Ю., Платонова Д. П., Higher Education Policy 2022 Vol. 36 No. 2 P. 370-393
Soviet higher education had a distinctive institutional landscape. It combined
two institutional types in a uniform model that embedded higher education in the
national economy. This paper focuses on the post-Soviet system-level changes in the
institutional landscape in all 15 countries of the former USSR. It shows that over
last three decades the Soviet two-type institutional model evolved into ...
Добавлено: 11 января 2022 г.
Савинская О. Б., / Высшая школа экономики. Series EDU "Education". 2015. No. 26/EDU/2015.
В статье описывается процесс разработки инструмента родительского оценивания дошкольного образования и качества услуг муниципального детского сада. Родительская точка зрения необходима как часть комплексной независимой оценки качества в построении обоснованной образовательной политики. Подчеркивается значимость института дошкольного образования в реализации принципов государства всеобщего благосостояния: кроме образования он выполняет социальную роль, оказывая поддержку семье с детьми. Указывается важность ...
Добавлено: 29 апреля 2015 г.
Косарецкий С. Г., Груничева И. Г., Гошин М. Е., Мир России: Социология, этнология 2016 № 4 С. 115-135
Для обсуждения предлагаются результаты исследования образовательной политики России конца 1980-х — начала 2000-х годов в связи с появившимися тенденциями образовательного неравенства в области общего образования. С использованием статистического анализа данных об образовательных организациях, контент-анализа документов, посредством изучения законодательства и материалов экспертных интервью показано, что декларируемый на протяжении всего рассматриваемого периода курс государственной политики на всеобщее ...
Добавлено: 21 октября 2016 г.
В докладе «Уроки международного опыта слияний университетов» приведен анализ слияний вузов на примерах реорганизации национальных систем высше- го образования в Китае, Австралии, Финляндии, Норвегии и других странах. На ос- новании выделенных кейсов разработана классификация, дающая возможность соотнести каждый реальный случай слияния с определенной моделью, которая несет в себе те или иные возможности и проблемы. В ...
Добавлено: 9 мая 2017 г.
Яголковский С. Р., В кн. : Перспективные направления психологической науки. : М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 177-186.
Статья посвящена исследованию инновационности как фактора успешности процессов интернационализации в сфере образования. Обсуждаются подходы к определению и описанию понятий “инновация” и “инновационность” в психологическом контексте, рассматриваются виды и уровни инновационности. Приводятся различные типологизации субъектов инновационной деятельности, выделяется личностные факторы, оказывающие влияние на параметры этой деятельности. Раскрываются смысл и основные направления интернационализации образования, описывается роль инновационности ...
Добавлено: 15 октября 2012 г.
Абанкина Т. В., Красилова А. Н., Ястребов Г. А., В кн. : Оптика инноваций. От новой образовательной политики к новой экономической политики. Вторые Сабуровские чтения. : М. : Логос, 2012. С. 35-70.
Проблемы и перспективы развития сельского образования постоянно находятся в фокусе внимания как международных организаций, так и экспертов во многих странах мира. В рамках масштабной программы ЮНЕСКО «Образование для всех» в последние годы разворачивается исследовательское направление «Образование как старт для жизни», в котором особый интерес сосредоточен на странах с переходной экономикой. В 2010 году Национальный исследовательский ...
Добавлено: 25 октября 2013 г.
Суслов А. Б., Вестник Пермского университета. Серия: Политология 2012 № 1 С. 156-160
В работе анализируются Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения в аспектах, касающихся обучения правам человека. На основании этого анализа делаются выводы, насколько современная российская образовательная политика соответствует потребностям развития демократии и международным обязательствам в сфере образования по правам человека, взятых на себя Российской Федерацией. ...
Добавлено: 20 января 2013 г.
Фрумин И. Д., Каспаржак А. Г., Вопросы образования 2012 № 1 С. 6-58
Публикация подготовлена экспертной группой «Новая школа», сформированной в феврале 2011 г. по поручению председателя правительства РФ для разработки предложений правительству РФ по корректировке Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года («Стратегии 2020») в области образования, принятой в 2008 г.
Представлены результаты анализа текущего состояния российской системы общего образования с учетом основных мировых ...
Добавлено: 24 июля 2014 г.
Меликян А. В., Железов Б. В., Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика 2012 № 1 С. 156-171
Авторы рассматривают инициативы, предпринятые Правительством РФ в последние годы, направленные на привлечение иностранных высококвалифицированных специалистов для работы в российских вузах. Отмечены трудности, с которыми сталкиваются вузы и приглашённые специалисты в процессе трудоустройства и последующего пребывания в России. Приведены практики привлечения иностранных научно-педагогических работников в зарубежных странах. ...
Добавлено: 27 августа 2012 г.
Зарецкий Ю. П., Social & Political Philosophy eJournal 2012 Vol. 5 No. 185
Статья содержит исторический обзор университетской политики российского государства, показывающий в новом свете не только роль государства в формировании модели университетского образования в России, но и его влияние на способы производства и трансляции знания. В статье рассматриваются пять этапов этой политики: 1) университет как проект просвещённых монархов (1724 г. – нач. XIX в.); 2) университет как ...
Добавлено: 26 декабря 2012 г.
Интенсивное обсуждение целей и инструментов образовательной политики в течение последнего года в очередной раз вынуждает органы управления, как и экспертное сообщество, обратить внимание на проблемы статистики образования. Хотя она и обеспечивает получение обширного массива информации, тем не менее несоответствие ее понятийного аппарата, методологических принципов, методов организации статистического наблюдения, обработки и распространения данных современным требованиям, обусловленным ...
Добавлено: 16 января 2013 г.
Таловская Б. М., В кн. : К вопросу об интернационализации высшей школы: международный опыт. : Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2015. С. 68-86.
Информационные материалы ориентированы на ученых, предпринимателей, преподавателей и студентов, тех, кто интересуется зарубежным опытом интернационализации высшего образования и развития туриндустрии. ...
Добавлено: 7 апреля 2017 г.
В работе российских и зарубежных учёных рассмотрены пробле- мы публичной дипломатии и «мягкой силы» в условиях растущей конкуренции международных акторов и надлома прежней структуры международных отношений на европейском континенте. Особое внимание уделено Черноморско-Средиземноморскому региону, где гео- политические противоречия и международная конкуренция в последние два десятилетия неуклонно усиливаются. ...
Добавлено: 8 мая 2023 г.
Гиринский А. А., Лепетюхина А. О., Отечественная и зарубежная педагогика 2022 Т. 1 № 6 (88) С. 43-57
В данной статье представлена попытка определить понятие «критическое мышление» через анализ основных черт общества модерна. Авторы подробно разбирают проблему отсутствия единого определения понятия «критическое мышление» в современной философии образования и педагогике. Важно, что, несмотря на то, что такого определения нет, упоминание необходимости развития данного навыка присутствуют в нормативных документах, а практика преподавания «критического мышления» уже ...
Добавлено: 23 декабря 2022 г.
Сорокин П. С., Фрумин И. Д., Policy Futures in Education 2022 Vol. 20 No. 2 P. 201-214
Добавлено: 8 августа 2021 г.
Меликян А. В., Высшее образование в России 2014 № 5 С. 134-145
В статье рассмотрены меры, предпринятые правительством РФ в последние годы, с целью оптимизации деятельности вузов путём их реорганизации в форме слияния или присоединения. Проанализированы слияния и присоединения вузов, произошедших в секторе высшего образования России за последние несколько лет, выявлена их типология. Приведены задачи, стоящие перед передовыми российскими вузами, образовавшимися в результате слияния. Описаны общие тенденции, ...
Добавлено: 29 апреля 2014 г.
Меликян А. В., Университетское управление: практика и анализ 2014 № 3 С. 58-66
Статья посвящена анализу показателей российского мониторинга системы высшего образования. В ней рассмотрены правила проведения мониторинга, и основные характеристики системы высшего образования, оцениваемые показателями мониторинга. Приведены показатели, используемые в зарубежных системах мониторинга для описания аналогичных характеристик высшего образования. Даны предложения по использованию дополнительных показателей для более детального описания рассматриваемых в мониторинге характеристик системы высшего образования. ...
Добавлено: 14 октября 2014 г.
Меликян А. В., Вопросы статистики 2015 № 10 С. 39-47
В статье представлены результаты исследования, цель которого - на основе статистических данных Мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования за 2014 г. дать оценку состояния системы высшего образования в Центральном федеральном округе (ЦФО). Организации высшего образования были сгруппированы по разным признакам: по статусу, организационно-правовой форме, специфики деятельности, численности студентов и ведомственной принадлежности. Проанализировано размещение организаций высшего ...
Добавлено: 5 ноября 2015 г.