• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Menu

Book chapter

Оценка взаимозависимости между финансовой либерализацией и двойными кризисами в развивающихся странах

С. 1-12.
Джагитян Э. П., Мухаметов О. Р.

Twin crises represent the simultaneous onset of the currency and banking crises. These crises have become the focus of academic research following the major financial turmoil in developing economies in the 1980s and 1990s. The episodes of twin crises have been observed in Mexico, Southeast Asia and Latin America. Financial liberalization is considered as one of the key factors that has increased the vulnerability of developing economies to currency and banking crises. The financial sector liberalization program in developing economies included the abandonment of interest rates capping, capital account liberalization, transition to a floating exchange rate regime, reduction in reserve requirements for credit institutions, and privatization of banks. On the one hand, these reforms have accelerated the economic growth, and on the other hand, they increased vulnerability of the financial sector to external shocks and crisis developments.

This paper examines the relationship between financial liberalization and episodes of double crises in developing economies. Previous studies have analyzed the effects of reforms based on aggregate indicators of financial liberalization. In our study, we attempted to assess the effect of financial liberalization on crises through the prism of different aspects of reforms within the framework of the financial liberalization policy of developing economies.

In order to identify the components of financial liberalization that affect the likelihood of twin crises, we used the model based on pooled panel logit regression. The dependent variable in the regression equation is a binary variable reflecting the onset of both a banking and currency crises. The independent variables list includes indices of interest rate and capital account liberalization, the prudential supervision index, the central bank independence index, the level of country’s international reserves and country’s external debt (as a % of GDP), as well as a dummy variable reflecting the exchange rate regime.

The final sample covers 32 developing economies in the period 1973–2005 which covers the most significant episodes of twin crises, as well as a period of intense liberalization of the financial sector of developing economies. Thus, this time interval is relevant to the objectives of our study.

The logit regression was tested to assess the quality of intra-sample forecast, the presence of multicollinearity and heteroscedasticity, as well as for potential sample heterogeneity. The tests have demonstrated the adequacy of the results that indicate that not all the financial liberalization reforms lead to crisis developments. The regression modeling revealed that the likelihood of a twin crisis increases statistically significantly with an increase in the index of the interest rates liberalization by one point, as well as with a floating exchange rate regime and with higher independence of the central bank. At the same time, the likelihood of a twin crisis is statistically significantly reduced when the prudential banking supervision index increases by one point, as well as when the capital account liberalization index increases by one point.

The results obtained are consistent with the previous findings in this area. First, liberalization of interest rates commonly leads to volatility at a macro-finance level and makes developing economies more vulnerable to external shocks. As a result, an external shock may provoke a sharp reduction in output due to significant increase in interest rates and also due to an increase in external debt service costs. Moreover, it can cause a devaluation of the national currency and banking system crisis at large. Second, a floating exchange rate regime can lead to a significant increase in debt burden as a result of depreciation of the national currency, which can subsequently cause disproportions in the banking sector. Third, more rigorous prudential banking supervision enables to maintain an adequate level of capital and liquidity in the banking sector that limits economic stress in the banking sector and facilitates mitigation of systemic risks. Fourth, capital account liberalization which is one of the principal factors of the financial market attractiveness, enables to increase the volume of foreign direct investment (FDI) to developing economies. The inflow of investment decreases the risks of depreciation of the national currency and promotes economic growth. At the same time, our findings contrasts with some previous researches where the authors posit that the effect of liberalization of the cross-border capital flow may contribute to an increase in speculative portfolio investment, which may result in exchange rate volatility during the period of exacerbation of external risks.

Our findings may be used by the central banks of developing economies in determining the optimal, balanced monetary policy applicable for the liberalization process in the financial sector. This approach will require removal of restrictions on cross-border capital flow followed by the shift to a market-based formation of interest rates and the exchange rate regime. At the same time, at each of the stages of financial liberalization, the authorized banking regulator will need to calibrate banking prudential supervision mechanism, bringing its standards in line with the needs of the financial liberalization policy and objectives.

• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Оценка взаимозависимости между финансовой либерализацией и двойными кризисами в развивающихся странах

С. 1-12.

Двойные кризисы, представляющие собой одновременное наступление валютного и банковского кризисов, стали объектом академических исследований после крупных финансовых потрясений в развивающихся экономиках в 1980–1990-е гг. В тот период эпизоды двойных кризисов наблюдались в Мексике, странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Одним из факторов, обостривших уязвимость развивающихся экономик от двойных кризисов, предположительно является финансовая либерализация. Программа либерализации финансового сектора в развивающихся странах предполагала отмену ограничений на формирование процентных ставок, либерализацию счета движения капитала, переход к плавающему валютному курсу, снижение резервных требований к кредитных организациям, а также приватизацию банков. Такие преобразования, с одной стороны, позволили обеспечить устойчивый экономический рост, а с другой – усилили уязвимость финансового сектора от внешних шоков.

Данная работа посвящена изучению взаимосвязи между финансовой либерализацией и эпизодами двойных кризисов в развивающихся странах. В предыдущих исследованиях эффекты реформ анализировались на основе преимущественно агрегированных индикаторов финансовой либерализации. В этом же исследовании мы попытались оценить эффект кризисогенности от финансовой либерализации через призму отдельных, составных частей реформ, осуществляемых в рамках политики либерализации финансового сектора в развивающихся странах.

Для определения компонентов финансовой либерализации, оказывающих влияние на вероятность наступления двойных кризисов, была построена модель на основе сквозной панельной логит-регрессии. Зависимой переменной в регрессионном уравнении выступает бинарная переменная, отражающая наступление в экономике одновременно как банковского, так и валютного кризиса. В качестве независимых переменных в модель были включены индексы либерализации процентных ставок и счета движения капитала, индекс состояния пруденциального надзора в банковском секторе, индекс независимости центрального банка, уровень международных резервов и внешнего долга страны (в % к ВВП), а также бинарная переменная, отражающая режим курса национальной валюты.

Итоговая выборка охватывает 32 развивающиеся экономики в период 1973–2005 гг. Следует отметить, что этот отрезок времени включает в себя наиболее значимые эпизоды двойных кризисов, а также период интенсивной либерализации финансового сектора в развивающихся странах, чем и объясняется его релевантность для целей настоящего исследования.

Построенная логит-регрессия была протестирована на качество внутривыборочного прогноза, наличие мультиколлинеарности и гетероскедастичности, а также на потенциальную неоднородность выборки. Проведенные тесты продемонстрировали адекватность полученных результатов, которые свидетельствуют о том, что не все реформы по либерализации финансового сектора являются кризисогенными по своей природе. Так, по итогам моделирования было установлено, что вероятность двойного кризиса статистически значимо возрастает при повышении индекса либерализации процентных ставок на один пункт, а также при плавающем валютном курсе и усилении независимости центрального банка. При этом вероятность двойного кризиса статистически значимо снижается при повышении на один пункт индекса состояния пруденциального банковского надзора, а также при повышении на один пункт индекса либерализации счета движения капитала.

Полученные выводы в целом согласуются с основными положениями предыдущих исследований в данной области. Во-первых, либерализация процентных ставок, как правило, приводит к волатильности ключевых параметров макрофинансовой сферы и делает развивающуюся экономику более уязвимой перед внешними шоками. В результате внешний шок может привести к резкому сокращению выпуска ввиду существенного повышения процентных ставок, а также к увеличению расходов на обслуживание внешнего долга. Это в свою очередь может вызвать девальвацию национальной валюты и кризис в банковской системе. Во-вторых, плавающий валютный курс может привести к резкому увеличению долговой нагрузки в результате обесценения курса национальной валюты, что впоследствии может вызвать диспропорции в банковской сфере. В-третьих, усиление пруденциального банковского надзора позволяет поддерживать адекватный уровень капитала и ликвидности в банковском секторе, что снижает его стрессовость (а также и стрессовость финансового сектора в целом) и способствует минимизации системных рисков. В-четвертых, либерализация счета движения капитала, являющаяся одним из факторов привлекательности финансового рынка, позволяет развивающейся экономике увеличить объем привлекаемых прямых иностранных инвестиций. При этом приток капитала снижает риски ослабления курса национальной валюты, а также способствует устойчивому экономическому росту. Вместе с тем, наши выводы расходятся с рядом исследований, в которых утверждается, что либерализация трансграничных потоков капитала может привести к резкому росту спекулятивных портфельных инвестиций, которые усиливают волатильность курса национальной валюты в период обострения внешних рисков.

Результаты, полученные по итогам моделирования, могут быть использованы центральными банками стран с развивающимися рынками для определения оптимальной программы либерализации финансового сектора: на основании полученных оценок развивающаяся экономика должна сначала устранить ограничения на трансграничные потоки капитала, а затем переходить к рыночному формированию процентных ставок и валютного курса. При этом на каждом из этапов финансовой либерализации уполномоченному органу банковского регулирования необходимо осуществлять соответствующую калибровку пруденциального надзора в банковском секторе, приводя его стандарты в соответствие с особенностями политики финансовой либерализации.