Глава
Джон Локк о единстве политического народа модерна
Обращение к традиционным для социальной теории модерна семантическим ресурсам классической политической философии Нового времени может значительно расширить понятийный репертуар самоописания обществ начала 21 века. В качестве важнейших авторов, задающих концептуальную рамку для обсуждения связанного с этим круга вопросов, могут рассматриваться новые и старые классики – от Гоббса до Карла Шмитта. Как будет показано далее, не меньшую ценность в данном контексте может представлять реконструкция классического тезиса Джона Локка о толерантности как институционально-правовой попытке примирения нормативного и субверсивного моментов индивидуальной свободы.
В книге
Семантика слова «толерантность» вариативна и дискуссионна. Концептуальный анализ подростковой толерантности и разработка способов ее изучения являются одним из актуальных направлений современных социологических исследований. В данной работе построена концептуальная модель понятия толерантности подростков. В результате исследования социальных представлений подростков (выпускников старших классов) приводится классификация установок, разделяемых ими относительно путей преодоления социальных конфликтов, враждебности и противоречий в современном обществе. Определена типология подростковой толерантности учащихся, различающихся активностью (пассивностью), доброжелательностью (конфронтационностью) жизненных позиций, готовностью (отказом) преодолевать противоречие между «своими» и «чужими». Автором проанализированы тексты мини-сочинений – учтены семантика и эмоциональный регистр используемой подростками лексики, воссозданы установки и типы социальных представлений старшеклассников о толерантности. Данный подход делает более выверенным инструментарий опросов общественного мнения.
Исходя из тезиса, что язык хранит культурные и ментальные паттерны, а также является неотъемлемой частью этнической / национальной идентичности, наряду с общей историей, культурным багажом, территорией,и т.д., автор рассматривает проблемы, сопровождающие современные социальные и политические процессы. Экология языка, которая все больше беспокоит профессиональных лингвистов, оказывается тесно связано с понятиями внешней и внутренней языковой толерантности, что нередко приводит к коррозии этнической идентичности. Либерализм в использовании языковых ресурсов начинает представлять угрозу для языковой самобытности. Таким образом, «русско-говорящая" языковая личность, которая имеет расширительным значением и интегрирует коммуникативное пространство России, оказывается в зоне риска.
В статье характеризуются различные теоретические подходы к изучению процессов модернизации: функционализм, неомарксизм, неовеберианство. Рассмотрен анализ социальных институтов общества модерна в работах Э. Гидденса и Н. Музелиса. Подчеркивается значение теории множественности модернов для исследований советской системы.
В статье выявлены компоненты и характеристики образовательной среды, создающие условия для свободы выбора, множественности взглядов на проблемы, диалоговых отношений. Делается вывод о том, что создание условий для самостоятельного выбора каждой личностью стратегий поведения, направлений самореализации способствует развитию толерантных отношений.
Французский язык, как часть французской культуры, является не только средством общения, но средством воспитания человека, способствует развитию и саморазвитию обучаемого как личности, готовой к диалогу культур, способной свободно и корректно использовать язык в межкультурном общении. Формирование толерантности студентов высшей школы возможно при условии разработки содержания обучения французскому языку в соответствии с целью поликультурного образования, расширения тематического репертуара учебного курса, включения в практику обучения французскому языку тем, отражающих проблемы, имеющие общепланетарную ценность.
Коллективная монография представляет собой итог проекта, выполненного Федеральным государственным учреждением «Межведомственный аналитический центр социальных инноваций Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» в рамках Целевого конкурса Российского Государственного научного фонда 2011 г. «Толерантность как фактор противодействия ксенофобии» 11-36-05007.
В ходе реализации проекта группой авторов под руководством доктора психологических наук, профессора психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, члена-корреспондента РАО Ю.П. Зинченко были осуществлены разнообразные исследовательские процедуры, проведены конференции, круглые столы, методологические семинары и др.
Данная книга и по идеям, и по авторам является междисциплинарной и представляет «единство разнообразия» коллективов факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Института антропологии и этнологии РАН, Института социологии РАН, Института мировой экономики и международных отношений РАН и Института социологии Российской академии образования. Всех авторов коллективной монографии объединяет вера в то, что идеология толерантности представляет собой магистральную линию развития полицентрического современного общества.
Коллективная монография предназначена представителям экспертного сообщества, политикам, журналистам, преподавателям, студентам, а также всем неравнодушным людям, которых объединяет желание способствовать уменьшению рисков ксенофобии и движению России к толерантному обществу.
В статье рассматриваются политико-правовые и социальные особенности положения мусульманской общины в США. Проанализирован не только положительный опыт интеграции мусульман в американский социум, но и проблемные аспекты этого процесса.