• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Мотивация труда безработных и занятых в России

С. 123-139.
Даминова Э. А.

В работе представлен сравнительный анализ мотивации труда среди занятых и безработных групп населения Российской Федерации. Эмпирической базой исследования выступают данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (РМЭЗ НИУ ВШЭ) за 2006, 2009 и 2018 гг., когда респондентам задавались специальные вопросы, касающиеся мотивации труда. Проделанный анализ показал, что работающие и безработные россияне в целом одинаково оценивают значимость различных факторов мотивации труда. Материальный фактор остается для большинства респондентов основным стимулом к труду. Динамика предпочтений тех или иных мотиваций труда существенно не различается среди тех, кто уже трудоустроен, и тех, кто не имеет, но ищет работу. Наличие детей и уровень образования оказывают большее влияние на мотивацию труда, чем наличие работы в настоящий момент. И работающие, и безработные россияне больше внимания уделяют таким факторам, как комфортные условия труда и личное развитие, – в случае отсутствия детей. Для респондентов с детьми более важными являются удобный график и удобное расположение места работы, а также социальный пакет, предоставляемый работодателем. При этом работающие респонденты с детьми в большей степени обеспокоены стабильностью занятости, чем безработные с детьми. Респонденты с высшим и средним специальным образованием чаще, чем лица с более низким уровнем образования, называют факторы, способствующие личностному развитию (творчество, должностной рост, возможности получения новых навыков и знаний), в качестве важной мотивации трудовой деятельности. Как и в случае с наличием в домохозяйстве детей, работающие респонденты считают стабильную занятость более важным мотивом труда, независимо от уровня образования. В целом среди респондентов растет внимание к социальному пакету, предлагаемому работодателем, а для работающих респондентов с высшим и средним специальным образованием все важнее становится график работы.

В книге

Под редакцией: П. М. Козырева Вып. 10. М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020.