Глава
Byzantine Roman law studies in Russia within the framework of political ideologies
В статье рассматривается взгляд представителей Саламанкской шко-лы поздней схоластики XVI в. на одну из ключевых проблем договорной теории — обязательности договоров. Автор дает общую характери-стику данной школы, освещает основные подходы ее представителей к решению вопроса о природе и причинах обязательности договоров, а так-же раскрывает влияние позднесхоластической теории на Гуго Гроция и других правоведов Нового времени.
Статья посвящена понятиям «обыкновения и обычая», разработанным в тексте одного из важнейших сводов права Испании XIII в. – «Семи Партид» короля Альфонсо Х Мудрого (1252 – 1284). В тексте разбирается место обыкновения и обычая в системе источников права Кастильского королевства, рассматриваются процедуры их установления и отмены, анализируются их функции. Особое внимание уделяется органической взаимосвязи кастильского средневекового права с доктриной европейского ius commune.
В настоящем пособии рассматривается формирование доктрин договорного права в западно-европейской юриспруденции XI-XVIII вв. На материале юридических трактатов представителей школы глоссаторов, комментаторов, гуманистической юриспруденции, современного использования Пандект и нового естественного права прослеживается возникновение наиболее важных положений о договорах, нашедших закрепление в первых кодификациях гражданского права Баварии, Пруссии, Австрии и Франции: понятие договора, принцип обязательности договоров, правила заключения, условия действительности, а также классификация договоров и место договорного права в системе гражданского права. Процесс возникновения и развития данных положений рассматривается в контексте феномена общеевропейской правовой традиции (ius commune), а также морально-философских установок и методологии юридической науки Средних веков и Нового времени. Пособие предназначено для углубленного изучения материала таких учебных курсов, как «История государства и права зарубежных стран», «История политических и правовых учений», «Методология юридической науки» и «Римское право» (в части рецепции римского права в Западной Европе), а также может быть использовано при подготовке специального курса, предполагающего сравнительно-историческое исследование традиционной основы договорного права стран романо-германской правовой семьи.
В докладе рассматривается роль научной доктрины в обосновании судебных решений отдельных стран континентальной Западной Европы до проведения первых кодификаций гражданского права, выявляется нормативное значение «общего мнения докторов права» в средневековом праве, а также причины, в силу которых «общее мнение» сначала приобрело, а затем утратило свойство нормативности.
В статье рассматриваются некоторые этапы формирования концепции правового принципа в европейской юриспруденции по материалам юридических трактатов ведущих юристов Древнего Рима, Средних веков и Нового времени. Обосновывается вывод о том, что идея правового принципа в современном понимании не существовала в римской юриспруденции, а начала формироваться в средневековой цивилистике и нашла свое законченное выражение только в трудах представителей школы естественного права.
Юридическая аргументация может рассматриваться с разных углов зрения и получать различное выражение в истории права. Однако ряд особенностей сопровождают данный вид аргументации на всех этапах ее развития. Настоящий параграф посвящен учению об аргументации в римско-каноническом праве (ius commune) в момент становления западной традиции права. На материале первоисточников и актуальной литературы реконструируются концептуальные основы юридической аргументации ius commune, ее доктринальные истоки, основное содержание, а также сфера применения, этапы и тенденции развития. Основное внимание уделено характеристике трех основных компонентов учения (античная философия, римское право, христианские каноны), признакам аргументации, логике нахождения материала, видам аргументов (топов), их группировке, порядку выдвижения и оценивания, правилам дискуссии. Также выделяются три периода и характерные для них тенденции развития аргументации ius commune. В заключении подведены итоги и общая оценка значения схоластической аргументации.