• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Обучение чтению до школы и читательская грамотность детей в первом и конце четвертого класса: роль культурного капитала семьи

С. 43-63.

В последние годы в России возросла важность дошкольного образования. От детей при поступлении в первый класс часто требуются навыки счета и чтения, а формирование ранних навыков чтения является важным предиктором успешного овладения различными учебными предметами в школе (Myrberg & Rosén,2009; Herbers et al, 2012).

В дошкольный период семья является основным агентом обучения. При этом, как показывают исследования, развитие читательской грамотности детей связано с уровнем образования родителей (например, Bourdieu, 1974; Davis-Kean, 2005; Sirin, 2010). Известно, что эта связь опосредована читательскими привычками в семье (De Graaf, De Graaf & Kraaykamp, 2000) и участием родителей в образовании детей: родители с разным уровнем образования используют разные практики обучения (например, Anderson, 1995;  Sénéchal, 2006).

Настоящая глава посвящена изменению дошкольной среды обучению чтению в России в 2000е гг. На данных международного проекта «Изучение качества чтения и понимания текста» (PIRLS – Progress in International Reading Literacy Study) проанализирована динамика факторов домашней среды обучения чтению, таких, как интерес родителей к чтению, используемые ими практики обучения, посещение детьми детских садов. Также рассматривается динамика читательской грамотности детей при поступлении в первый класс и по завершении четвертого.

В главе показано, что в зависимости от уровня образования в России родители выбирают разные практики обучения чтению. Родители с высшим образованием в дошкольный период выбирают практики, которые показывают значимую связь с читательской грамотностью детей не только при поступлении в первый класс, но и в конце четвертого. В свою очередь, родители без высшего образования выбирают практики, направленные на развитие более простых навыков чтения, которые значимы только при поступлении в школу. Для родителей без высшего образования также важна институциональная поддержка. Если дети таких родителей посещают детский сад, то с ними чаще занимаются в семье, и уровень их читательской грамотности выше, чем у детей, не посещающих детский сад. Для родителей с высшим образованием нет значимой разницы в уровне читательской грамотности детей, посещавших и не посещавших детский сад.