Книга
Рациональность и культура. К юбилею Владимира Натановича Поруса
Владимиру Натановичу Порусу, доктору философских наук, ординарному профессору и заведующему кафедрой онтологии, логики и теории познания Национального исследовательского университета «Высшая Школа Экономики», исполняется семьдесят лет. В предлагаемой вниманию читателей коллективной монографии собраны статьи коллег и учеников Владимира Натановича Поруса, в которых они делятся с юбиляром своими размышлениями о рациональности в многомерности и парадоксальности ее культурного бытия.
Статья посвящена динамике взамодействия и конфликтов рациональности и воображения в культуре Просвещения.
Замысел предлагаемого исследования связан прежде всего с проблемой самопонимания христианства в современном мире. Помимо прочего, хотелось бы показать, что эта проблема имеет не узкоконфессиональный, а общечеловеческий характер, что обращение к проблемам, связанным с самоосмыслением современного христианства, может быть вызвано не только религиозными интересами, но и необходимостью философского осмысления развития западной культуры в целом.
Рассмотрено соотношение рациональности "технической", восходящей к идеее "техне" как искусственного преобразования реальности, и "космичной", восходящей к идее "космоса" как гармоничной целостности мира. В этом соотношении раскрывается и сущность соврпеменного постсекуляризма, роли науки в современном мире.
В статье исследуется двойственное «бытийствование» философии, с одной стороны, как вечной философии, занимающейся предельными вопросами бытия, с другой – университетской философии, как философоведения, как вузовской учебной дисциплины, в задачу которой входит образовывать молодые умы. Носителем и той и другой философии является философское сообщество, пытающееся приобщить студентов к «вечной философии», преподавая ее «обычным» (Гегель) путем. В этом контексте рассматриваются методы преподавания и содержание университетского курса философии в нашей стране в ситуации плюрализма, когда преподавателю приходится делать самостоятельный и свободный выбор.
Рассматривается проблема поиска путей обоснования логического и рационального, парадоксальность которого заключена в нелегитимном пересечении границ при апелляции к не-логическому и не-рациональному, принимающему на себя функцию обосновывающего базиса. Демонстрируется неустранимость прагматических факторов из учения о тавтологиях и противоречиях, единодушно относимого к «обосновывающему» слою рациональности. Выявляются перспективы прагматического подхода к рациональному истолкованию некоторых парадоксальных философских текстов.

Классическая экономика предполагает, что человек – это рационал и в процессе принятия решений он стремится к максимизации своей раци- ональности. Однако со временем эти предположения стали подвергаться серьезной критике. Начала зарождаться «Поведенческая экономика». Данная концепция рассматривает человека как нерациональное суще- ство, она не отрицает того, что человек может быть нелогичным и непо- следовательным в своих действиях и поступках. Человек принимает решения, основываясь на определенных факто- рах, фактах, объемах доступной информации и т.д. Все это формирует так называемую область комфортного принятия решений.
Имре Лакатос (1922-1974), родился в Венгрии, диссертацию по философским вопросам математики готовил в Московском университете. За диссидентские взгляды в конце 40-х годов провел два года в тюрьме. После венгерских событий 1956 г. эмигрировал, работал в Лондонской школе экономики и политических наук, где стал наиболее ярким среди последователей Поппера. Лакатоса называли "рыцарем рациональности", поскольку он отстаивал принципы критического рационализма и полагал, что большинство процессов в науке допускает рациональное объяснение. Лакатос писал небольшие, но очень емкие по содержанию работы. С его взглядами можно познакомиться по вышедшим на русском языке книгам "Доказательства и опровержения" (М., 1967) и "Фальсификация и методология научно-исследовательских программ" (М., 1995). И. Лакатос попытался так уточнить и улучшить методологическую концепцию К. Поппера, чтобы она в максимальной степени приближалась к реальной истории науки, но при этом оставалась именно теорией научной рациональности, то есть такой теорией, с помощью которой можно было бы подвергнуть историю науки "рациональной реконструкции" - выяснить, в какой степени историческое развитие научного знания отвечает требованиям рациональной методологии.
Целью статьи является описание и оценка современных байесианских исследований в области теории подтверждения. Особое внимание уделяется вопросам объективности и нормативности байесианского подхода к подтверждению научных гипотез эмпирическими данными. Утверждается, что этот подход в качестве своего главного последствия имеет серьезный пересмотр концепции научной рациональности.
«Рациональность в действии» - научная программа, объединяющая не только актуальные направления в логике и computer science, ориентированные на формальный анализ взаимодействующих интеллектуальных систем, но и аналитическую феноменологию, постструктурализм, теорию аргументации, теорию речевых актов, акторно-сетевой анализ, постграйсианскую прагматику. Целью проекта является разработка интегративных подходов к построению общей теории рационального действия.
Идея М. Вебера о «расколдовывании мира», т. е. повсеместном распространении рациональной науки и научной интерпретации, изгнании из мира таинственных, мистических, не поддающихся расчету сил, давно стала общим местом. Разум, рациональный расчет превратили мир в нечто принципиально знакомое и привычное, все новое, незнакомое разум помещает теперь в горизонт знакомого. Этот знакомый мир не имеет никакого внутренне присущего ему смысла, не захватывает нас своей значительностью. Рациональная наука воспринимает мир как систему возможно меньшего числа тождественных, т. е. повторяющихся элементов. Таким образом, создается прозаический, рассудочный, «обмирщенный» образ мира. Но есть у человека способность, которая позволяет ему заниматься совер-шенно противоположным - она заколдовывает мир, превращает его в нечто таинственное, непостижимое, не исчерпываемое никакими рациональными категориями и законами. Что это за особенность, можно узнать из статьи.
В статье представлена онтологическая характеристика научной рациональности в философии Н.А. Бердяева. Особое внимание уделяется рассмотрению идеи рациональности в гуманитарном знании с позиции религиозного экзистенциализма. На примере философии Н.А. Бердяева отражено общее отношение к научной рациональности в России начала ХХ века.
Исследуются арифметические свойства числа $\alpha=\sum_{n=0}^\infty \frac{c_n}{n!} в случае, когда последовательность коэффициентов $\{c_n\}$ является чисто периодической. В качестве приложения доказанных теорем предложено простое преобразование, позволяющее выработать из периодической последовательности $\{c_n\}$ непериодическую последователность.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.