• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 52 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Иванова Ю. В. Средние века. 2017. № 78 (1-2). С. 276-299.

В статье рассматриваются концепции, изложенные в двух важнейших сочинениях итальянского врача, путешественника и специалиста по истории медицины и естественной истории Просперо Альпини (1553 – 1616): «О медицине египтян» (De medicina Aegyptiorum, 1591) и «О методической медицине» (De medicina methodica, 1611). Гуманистическая эрудиция Альпини в области античной литературы и его профессиональный интерес к истории медицины позволяют ему, с одной стороны, произвести реконструкцию учения одной из школ древнеримской медицины — школы методистов, о которой до его дней дошли лишь самые скудные сведения; а с другой, систематически представить многочисленные сведения о врачебном искусстве современного ему Египта — результаты длительных наблюдений во время его путешествия в эту страну. Исследования египетской медицины позволяют Альпини заключить, что эта версия врачебного искусства восходит к древнеримской школе методистов, а вся ее история представляет собой постепенное забвение собственных оснований и вырождение в набор чисто практических навыков, организованных в систему при помощи одного лишь положения — contraria contrariis curari (противоположности излечивают друг друга), тоже производного от основного положения «секты» методистов. Альпини указывает политические причины деградации медицинской науки и врачебного искусства, равно как и других свободных наук и искусств, в Египте: сначала захват власти в стране воинственными и невежественными мамелюкскими правителями, а затем длительное турецкое владычество. В условиях тирании разрушаются научные институции и развращаются нравы подданных. Авторитет врача, как и любого ученого (кроме специалиста в области исламского права) падает, и исчезает спрос на серьезное, основанное на правилах науки лечение: современные Альпини турки предпочитают ему простое устранение симптомов болезней, не обременяющее пациентов многочисленными запретами и тяжелыми процедурами. Альпини усматривает в таком подходе рудименты доктрины методистов, из которой устранены ее философские основания, так как у египтян не было ни возможности, ни потребности их реципировать. Таким образом, историко-географическое сочинение Альпини может быть рассмотрено в контексте контрреформационной политической литературы, общим местом в которой было утверждение о неспособности мусульманских народов к полноценной политической жизни и созданию respublica.

Добавлено: 10 декабря 2015
Статья
Лошкарева М. Е. Средние века. 2012. № 73 (3-4). С. 130-146.

 

Статья посвящена англо-валлийским отношениям в XIII в. Краеугольным камнем этих отношений был статус княжества Уэльс, определяемый договорами валлийских принцев с английскими королями. Договор в Монтгомери, заключенный Лливелином Последним в 1267 г. с Генрихом III, был наивысшим достижением валлийцев, но уже через пятнадцать лет Уэльс был завоеван Англией. Анализ политики принцев позволяет пролить свет на причины потери независимости.

Завоевание Уэльса обусловлено целым рядом причин. Первой являлся сам договор 1267 г: положение принца как независимого правителя и одновременно вассала английского короля стало залогом будущих конфликтов: договор не вносил ясности в вопрос, считался ли валлийский принц независимым правителем или держателем. Второй причиной являются внутренние проблемы княжества. Это государственное образование не имело еще унифицированной административной системы, действующее законодательство сильно устарело. Жесткая политика принца в  Уэльсе, направленная на удержание княжества в единстве, привела к недовольству валлийских лордов.

Валлийцы были согласны признать власть английского короля, сохранив свои право и обычай. Эдуард I отстаивал абсолютное верховенство короны. Уэльс, будучи слабым государственным образованием, не имевшим сколько-нибудь серьезной поддержки извне, едва ли мог устоять перед английским натиском. Потеря континентальных владений неизбежно должна была привести к переносу центра тяжести на Британию и Ирландию. Завоевание Уэльса стало неизбежным этапом расширения власти английской короны на Британских островах.

Добавлено: 19 января 2013
Статья
Виноградов А. Ю., Коробов М. И. Средние века. 2015. Т. 76. № 3-4. С. 57-75.

Статья посвящена сенсационной находке пяти граффити на готском языке из Горного Крыма, где использование готского языка было известно по источникам, но материально не фиксировалось. Граффити нанесены на двух вторично ис- пользованных фрагментах ранневизантийского карниза из мангупской базилики и датируются второй половиной IX – X в. Две из них – типичные византийские инвокации, одна – коммеморация (?) с формулой скромности, одна почти не со- хранилась, а еще одна содержит цитату из Пс 76, 14–15 и литургический текст. Надписи выполнены архаичным изводом алфавита Вульфилы. Находка данных граффити имеет огромное значение как для истории крымско-готского языка и крымских готов, так и для истории готской письменности и культуры вообще.

Добавлено: 29 октября 2015
Статья
Виноградов А. Ю., Коробов М. И. Средние века. 2018. Т. 79. № 1. С. 176-188.

В статье дается развернутый ответ на критику, прозвучавшую в адрес нашей публикации недавно найденных готских надписей-граффити из Горного Крыма (Виноградов А. Ю., КоробовМ. И. Готские граффити из Мантуйской базилики // Средние века. 2015. Вып. 76 (3-4). С. 57-75). Замечания Д. А. Шалыги (ШалыгаД. А. К вопросу о письменности крымских готов // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврики. Симферополь, 2016. Вып. 21. С. 312-316; Она же. Приложение: Язык крымских готов // Айбабин А. И. Крымские готы страны Дори (середина III - VII в.). Симферополь, 2017. С. 310-322) носят в основном технический характер и касаются некоторых обстоятельств находки, хранения и издания готских граффити, а также особенностей их языка (прежде всего, полного отсутствия в нем местных диалектных черт, что увязывается автором с проблемой датировки граффити и с реконструированной нами историей их появления). В статье мы проясняем указанные обстоятельства, отсутствие же следов крымскоготского диалекта в языке граффити объясняется нами культивированием в среде образованных крымских готов-христиан литературного стандарта, идентичного языку перевода Библии Вульфилы. Критический отзыв М. А. Курышевой и Б. Л. Фонкича (Курышева М. А., Фонкич Б. Л. К палеографической интерпретации греческих граффити Мангупской базилики // Средние века. 2017. Вып. 78 (3). С. 167-179) практически целиком посвящен датировкам, выполненным нами с опорой на палеографические признаки сопровождающих готские граффити греческих надписей. Наряду с техническими замечаниями нами ставятся под сомнение утверждения авторов отзыва о том, что унциальная бета с удлиненной нижней перекладиной и минускул могли присутствовать в эпиграфике Северного Причерноморья до IX в.

Добавлено: 3 октября 2018
Статья
Бойцов М. А., Тогоева О. И. Средние века. 2007. № 4. С. 149-159.
Добавлено: 5 октября 2011
Статья
Виноградов А. Ю. Средние века. 2012. Т. 73. № 1-2. С. 154-177.

Статья посвящена стратегии выбора дня для освящения храма в Византии и Древней Руси IV–XIII вв. На основе анализа всех имеющихся полных и неполных дат освящения храма, выясняется, что безусловных правил здесь не существует, но выявляются два общих правила, определяющих неудобные сезоны: с января по конец апреля; посты и постные дни. Также выделяются несколько стратегий выбора такого дня: во время после постов; в воскресенье и субботу; в праздники второго ряда; в день престольного праздника либо за несколько дней до или после него; в некий знаменательный день; в конце строительного года. При этом одна стратегия совсем не обязательно исключает другую: стратегии длительных периодов могут совмещаться со стратегиями конкретного дня.

Добавлено: 21 февраля 2013
Статья
Назаров В. Д., Уваров П. Ю. Средние века. 2011. № 3. С. 98-109.

Ценность западных свидетельств о Смуте очевидна, однако часто повторяются два мнения, препятствующие их углубленному изучению. Считается, что либо в силу пристрастности, либо в силу стереотипов восприятия и конструирования «образа другого» они мало приспособлены для изучения российских реалий. Полагают также, что все основные свидетельства уже давно введены в научный оборот. Статья рассеивает подобные сомнения. Пристрастность и стереотипы восприятия являются не фатальным препятствием для историка, но лишь «вызовом», ответ на который заключается в особых требованиях к публикации подобного рода свидетельств. В статье излагаются основные принципы таких изданий и обращается внимание на солидную информационную ценность так называемых «источников второй руки», представляющих собой «подводную часть айсберга» свидетельств о России.

Добавлено: 27 ноября 2012
Статья
Бойцов М. А. Средние века. 1989. № 52. С. 25-46.
Добавлено: 13 ноября 2011
Статья
Караулова М. К. Средние века. 2014. № 75 (1-2). С. 92-106.

В статье анализируются муниципальные постановления XIV–XV вв., регулирующие систему городского управления в Сарагосе, с целью определить то место, которое занимал в ней институт присяжных. Исследование изменений, произошедших в порядке избрания, составе и полномочиях присяжных на протяжении столетия, позволяет понять общее направление развития этого института и соотнести его с целями и задачами, которыми руководствовались арагонские короли в их политике по отношению к городам.

Добавлено: 14 июля 2015
Статья
Лапшина А. А. Средние века. 2014. № 75 (3-4). С. 157-175.

Так называемая "Древненорвежская книга проповедей" (ок. 1200) представляет собой сборник проповедей и других христианских дидактических текстов, основанных на иностранных (главным образом латинских) источниках. Это уникальный источник, позволяющий исследовать восприятие латинской христианской мысли в средневековых Норвегии и Исландии. В статье идет речь об источниках древненорвежских текстов и методах, которые компиляторы и переводчики использовали для их адаптации. В статье показано, что эта адаптация происходит главным образом за счет вычеркивания "иностранных" концептов и использования традиционных. 

Добавлено: 18 июля 2015
Статья
Уваров П. Ю. Средние века. 2015. Т. 76. № 1-2. С. 161-190.

В 1543 г. ректор Парижского университета Пьер Галанд, впоследствии член «корпорации королевских лекторов в Парижском университете» (прообраз современного Collège de France), руководствуясь аргументами гуманистического толка, попытался реформировать курс философии на факультете свободных искусств. Но реформа встретила ожесточенное сопротивление со стороны парижских теологов и провалилась. Кем были основные действующие лица этого конфликта? Чем объяснялась выбранная ими позиция? Обращение к нотариальным актам университетских деятелей и к институциональным аспектам университетской истории позволяют увидеть в этой коллизии нечто новое.

Добавлено: 31 октября 2015
Статья
Зеленина Г. С. Средние века. 2011. № 3. С. 73-97.

Статья рассматривает двухвековое идеологическое противостояние испанских инквизиторов, с одной стороны, и маранов на Пиренейском полуострове и сефардов в диаспоре - с другой, как состязание в нематериальных ценностях: святости, чести и праве на память потомков, - обретаемых, прежде всего, через мученичество. Эти темы прослеживаются в нескольких типах источников: в инквизиционных документах, в сефардских и испанских хрониках, в поэзии португезской диаспоры.

 

Добавлено: 27 ноября 2012
Статья
Масиель С. Л. Средние века. 2016. Т. 77. № 3-4 . С. 339-353.
Цель данной статьи — обратить внимание на типологическую общность сельских храмовых комплексов (погостов) в Нижней Бретани и на Русском Севере в XVI–XVIII вв. Они представлены сотнями образцов, часто весьма масштабных по размеру. Построенные уже в Новое время, эти постройки и культурный мир их создателей по сути принадлежат Позднему средневековью, то есть являются примером продолжения его развития, cвоего рода Gothic Survival в эпоху позднего Ренессанса и барокко. Их строили артели безымянных мастеров по заказу богатых прихожане-крестьян или купцов-недавних выходцев из крестьянской среды, исторических сведений о которых обычно почти не сохранилось: это была культура «безмолвствующего большинства», для изучения которой особую роль приобретает анализ визуальных источников. В работе на примере наиболее ярких комплексов — Плейбен, Сен-Тегоннек, Кижи и Лальск — прослеживаются типологические, иконографические и стилистические сходства и отличия погостов.
Добавлено: 8 марта 2017
Статья
Александрова М. А. Средние века. 2017. Т. 78. № 1-2. С. 346-351.

Данная статья представляет собой обзор докладов, прочитанных на Четвертой встрече рабочей группы по позднесредневековой экономической истории, прошедшей в Копенгагене 17-18 ноября 2016 г. В обзоре обозначены новейшие тенденции и актуальные проблемы экономической истории познего Средневековья и раннего Нового времени.

Добавлено: 19 июля 2018
Статья
Александрова М. А. Средние века. 2013. Т. 74. № 3-4. С. 172-203.

Предметом данного исследования являются проекты известного английского финансиста середины XVI века Томаса Грэшема (1519?-1579) по налаживанию механизма внутренних займов английской короны у собственных купцов. Некоторые историки считали эти попытки стремлением обеспечить «брак по расчёту» между монархом и английскими купцами на «рыночных» условиях, позиционируя его таким образом как финансиста-новатора. Однако, если сместить фокус внимания с его заботы о законодательном разрешении ростовщического процента на другие аспекты осуществлявшейся им практики займов, и теории, которой он руководствовался, станет очевидно, что некоторые его передовые идеи соседствовали с вполне традиционными представлениями, тогда как, рассмотренные в совокупности, они позволяют судить и об определённых социальных изменениях, происходивших в Англии в этот период.

Добавлено: 17 декабря 2014
Статья
Бойцов М. А. Средние века. 2015. Т. 76. № 1-2. С. 368-375.

В статье дается обзор деятельности Лаборатории медиевистических исследований, созданной в 2012 г. в НИУ ВШЭ.

Добавлено: 9 октября 2015
Статья
Бойцов М. А. Средние века. 1992. № 55. С. 7-10.
Добавлено: 13 ноября 2011