• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 64 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Иванова Ю. В. Средние века. 2017. № 78 (1-2). С. 276-299.

В статье рассматриваются концепции, изложенные в двух важнейших сочинениях итальянского врача, путешественника и специалиста по истории медицины и естественной истории Просперо Альпини (1553 – 1616): «О медицине египтян» (De medicina Aegyptiorum, 1591) и «О методической медицине» (De medicina methodica, 1611). Гуманистическая эрудиция Альпини в области античной литературы и его профессиональный интерес к истории медицины позволяют ему, с одной стороны, произвести реконструкцию учения одной из школ древнеримской медицины — школы методистов, о которой до его дней дошли лишь самые скудные сведения; а с другой, систематически представить многочисленные сведения о врачебном искусстве современного ему Египта — результаты длительных наблюдений во время его путешествия в эту страну. Исследования египетской медицины позволяют Альпини заключить, что эта версия врачебного искусства восходит к древнеримской школе методистов, а вся ее история представляет собой постепенное забвение собственных оснований и вырождение в набор чисто практических навыков, организованных в систему при помощи одного лишь положения — contraria contrariis curari (противоположности излечивают друг друга), тоже производного от основного положения «секты» методистов. Альпини указывает политические причины деградации медицинской науки и врачебного искусства, равно как и других свободных наук и искусств, в Египте: сначала захват власти в стране воинственными и невежественными мамелюкскими правителями, а затем длительное турецкое владычество. В условиях тирании разрушаются научные институции и развращаются нравы подданных. Авторитет врача, как и любого ученого (кроме специалиста в области исламского права) падает, и исчезает спрос на серьезное, основанное на правилах науки лечение: современные Альпини турки предпочитают ему простое устранение симптомов болезней, не обременяющее пациентов многочисленными запретами и тяжелыми процедурами. Альпини усматривает в таком подходе рудименты доктрины методистов, из которой устранены ее философские основания, так как у египтян не было ни возможности, ни потребности их реципировать. Таким образом, историко-географическое сочинение Альпини может быть рассмотрено в контексте контрреформационной политической литературы, общим местом в которой было утверждение о неспособности мусульманских народов к полноценной политической жизни и созданию respublica.

Добавлено: 10 декабря 2015
Статья
Земляков М. В., Селиванова О. В. Средние века. 2021. Т. 82. № 1. С. 117-139.

Авторы публикации знакомят читателя с воспоминаниями и впечатлениями В.М. Лавровского о посещении им Великобритании в ходе научной командировки 1925 г. (совместно с Е.А. Косминским). Этот документ из личного фонда исследователя в Архиве РАН (АРАН) никогда ранее не публиковался. Во вступительной статье рассматривается краткая научная биография каждого из ученых на фоне зарождения и развития советской исторической науки в 1920-х – 1960-х годах. Особое внимание авторами уделяется вопросам, касающимся способов решения различных исследовательских задач в ходе этих командировок, общения советских и английских историков на международных конференциях, семинарах, коллоквиумах, а также политики советского правительства и научных организаций в области заграничных командировок в 1925–1960 гг. Эти воспоминания особенно ценны сведениями, которые обычно нельзя отыскать в официальных научных отчетах: личными впечатлениями ученого от посещения английских городов (в первую очередь – Лондона) и графств, библиотек, архивов, научных учреждений и университетов; от неформального общения с коллегами – профессорами, молодыми исследователями и студентами, – и обсуждения развития научных, культурных и дипломатических отношений СССР и Великобритании.

Добавлено: 26 мая 2021
Статья
Лошкарева М. Е. Средние века. 2012. № 73 (3-4). С. 130-146.

 

Статья посвящена англо-валлийским отношениям в XIII в. Краеугольным камнем этих отношений был статус княжества Уэльс, определяемый договорами валлийских принцев с английскими королями. Договор в Монтгомери, заключенный Лливелином Последним в 1267 г. с Генрихом III, был наивысшим достижением валлийцев, но уже через пятнадцать лет Уэльс был завоеван Англией. Анализ политики принцев позволяет пролить свет на причины потери независимости.

Завоевание Уэльса обусловлено целым рядом причин. Первой являлся сам договор 1267 г: положение принца как независимого правителя и одновременно вассала английского короля стало залогом будущих конфликтов: договор не вносил ясности в вопрос, считался ли валлийский принц независимым правителем или держателем. Второй причиной являются внутренние проблемы княжества. Это государственное образование не имело еще унифицированной административной системы, действующее законодательство сильно устарело. Жесткая политика принца в  Уэльсе, направленная на удержание княжества в единстве, привела к недовольству валлийских лордов.

Валлийцы были согласны признать власть английского короля, сохранив свои право и обычай. Эдуард I отстаивал абсолютное верховенство короны. Уэльс, будучи слабым государственным образованием, не имевшим сколько-нибудь серьезной поддержки извне, едва ли мог устоять перед английским натиском. Потеря континентальных владений неизбежно должна была привести к переносу центра тяжести на Британию и Ирландию. Завоевание Уэльса стало неизбежным этапом расширения власти английской короны на Британских островах.

Добавлено: 19 января 2013
Статья
Уваров П. Ю. Средние века. 2020. Т. 81. № 1. С. 206-209.

Рецензируется учебное пособие, представляющее собой очерк истории стран Бенилюкса от доисторических времен до 1830 г. Написание истории данного региона по образцам, разработанным для национальных централизованных государств, по многим причинам весьма затруднительно. Однако уникальная сложность исторического развития этих во всех смыслах богатейших областей сама по себе может служить одним из ключей к секрету «европейского чуда».

Добавлено: 8 марта 2021
Статья
Голованенко Д. А. Средние века. 2019. Т. 80. № 3. С. 47-64.

В настоящей статье предлагается перевод драпы Эйнара Скуласона «Geisli» («Луч») – одного из наиболее выдающихся памятников скальдической поэзии и важной вехи ее развития в XII в. Поэма была сложена, вероятнее всего, в 1153 г. по заказу одного из норвежских конунгов, Эйстейна Харальдссона, в честь основания архиепископства в Нидаросе, а также – в честь Олава Святого, небесного покрови- теля диоцеза и всей Норвегии. В «Гейсли» Эйнар демонстрирует не только уверен- ное владение скальдической и мифологической традициями, но и знакомство с современной ему богословской мыслью: будучи формально хвалебной дротткветтной драпой правителю, «Гейсли» вместе с тем предоставляет доказательства его святости и обосновывает его роль заступника для всех норвежцев. Пример «новой поэзии», торжественно продемонстрированный Эйнаром в 1153 г., будет подхвачен и развит сперва дидактическими и интроспективными драпами-проповедями XII в. («Harmsól», «Placítúsdrápa», «Leiðarvísan»), а затем – многочисленными поэмами о святых XIII–XIV вв. Перевод снабжен вступительной статьей и комментарием.

Добавлено: 22 октября 2020
Статья
Виноградов А. Ю., Коробов М. И. Средние века. 2015. Т. 76. № 3-4. С. 57-75.

Статья посвящена сенсационной находке пяти граффити на готском языке из Горного Крыма, где использование готского языка было известно по источникам, но материально не фиксировалось. Граффити нанесены на двух вторично ис- пользованных фрагментах ранневизантийского карниза из мангупской базилики и датируются второй половиной IX – X в. Две из них – типичные византийские инвокации, одна – коммеморация (?) с формулой скромности, одна почти не со- хранилась, а еще одна содержит цитату из Пс 76, 14–15 и литургический текст. Надписи выполнены архаичным изводом алфавита Вульфилы. Находка данных граффити имеет огромное значение как для истории крымско-готского языка и крымских готов, так и для истории готской письменности и культуры вообще.

Добавлено: 29 октября 2015
Статья
Рязанов П. А., Лошкарева М. Е. Средние века. 2021. Т. 82. № 1. С. 199-227.

В статье рассматривается проблема греко-английских взаимоотношений в XV в., обусловленных турецкими завоеваниями и гибелью империи ромеев. Палеологовские дипломаты пытались вовлечь в борьбу с османами даже тех правителей, которые не имели оснований опасаться турецкого оружия. В ходе переговоров с ними акцент делался на избавлении христианства от его попрания иноверцами. В начале XV в. византийский император Мануил II посетил Англию в надежде получить военную помощь. Однако переговоры происходили в неблагоприятное для королевства время. Война в Шотландии, крупнейшее восстание в Уэльсе и проблемы в Ирландии стали причиной того, что король ограничился предоставлением императору денежных субсидий. Несмотря на то, что вопрос спасения христиан Востока находился на периферии английской политики, духовные и светские власти королевства все же откликались на призывы Святого Престола. В Англии периодически проводились компании по сбору средств для крестовых походов, а после падения Константинополя греческие беженцы прибывали в королевство за деньгами на выкуп пленников. Таким образом, в XV в. крестоносная идея поддерживалась в Англии преимущественно финансовыми ресурсами.

Добавлено: 26 мая 2021
Статья
Виноградов А. Ю., Коробов М. И. Средние века. 2018. Т. 79. № 1. С. 176-188.

В статье дается развернутый ответ на критику, прозвучавшую в адрес нашей публикации недавно найденных готских надписей-граффити из Горного Крыма (Виноградов А. Ю., КоробовМ. И. Готские граффити из Мантуйской базилики // Средние века. 2015. Вып. 76 (3-4). С. 57-75). Замечания Д. А. Шалыги (ШалыгаД. А. К вопросу о письменности крымских готов // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврики. Симферополь, 2016. Вып. 21. С. 312-316; Она же. Приложение: Язык крымских готов // Айбабин А. И. Крымские готы страны Дори (середина III - VII в.). Симферополь, 2017. С. 310-322) носят в основном технический характер и касаются некоторых обстоятельств находки, хранения и издания готских граффити, а также особенностей их языка (прежде всего, полного отсутствия в нем местных диалектных черт, что увязывается автором с проблемой датировки граффити и с реконструированной нами историей их появления). В статье мы проясняем указанные обстоятельства, отсутствие же следов крымскоготского диалекта в языке граффити объясняется нами культивированием в среде образованных крымских готов-христиан литературного стандарта, идентичного языку перевода Библии Вульфилы. Критический отзыв М. А. Курышевой и Б. Л. Фонкича (Курышева М. А., Фонкич Б. Л. К палеографической интерпретации греческих граффити Мангупской базилики // Средние века. 2017. Вып. 78 (3). С. 167-179) практически целиком посвящен датировкам, выполненным нами с опорой на палеографические признаки сопровождающих готские граффити греческих надписей. Наряду с техническими замечаниями нами ставятся под сомнение утверждения авторов отзыва о том, что унциальная бета с удлиненной нижней перекладиной и минускул могли присутствовать в эпиграфике Северного Причерноморья до IX в.

Добавлено: 3 октября 2018
Статья
Бойцов М. А., Тогоева О. И. Средние века. 2007. № 4. С. 149-159.
Добавлено: 5 октября 2011
Статья
Виноградов А. Ю. Средние века. 2012. Т. 73. № 1-2. С. 154-177.

Статья посвящена стратегии выбора дня для освящения храма в Византии и Древней Руси IV–XIII вв. На основе анализа всех имеющихся полных и неполных дат освящения храма, выясняется, что безусловных правил здесь не существует, но выявляются два общих правила, определяющих неудобные сезоны: с января по конец апреля; посты и постные дни. Также выделяются несколько стратегий выбора такого дня: во время после постов; в воскресенье и субботу; в праздники второго ряда; в день престольного праздника либо за несколько дней до или после него; в некий знаменательный день; в конце строительного года. При этом одна стратегия совсем не обязательно исключает другую: стратегии длительных периодов могут совмещаться со стратегиями конкретного дня.

Добавлено: 21 февраля 2013
Статья
Александрова М. А. Средние века. 2020. Т. 81. № 2. С. 46-74.

Феномен английских королевских займов у иностранных купцов на Антверпенской бирже с 1544 по 1574 г. широко известен в литературе. Однако до сих пор не прояснён вопрос, как именно эти займы оформлялись. В данной статье предпринимается попытка на основе переписки Томаса Грэшема (ок. 1518–1579), английского королевского финансового агента в Нидерландах в 1550–1560-е гг., реконструировать практику использования разных финансовых инструментов, таких как долговые обязательства и векселя, в сделках по королевским займам. Кроме того, в статье прослеживается, каким образом в литературе утвердилось мнение, — ошибочное, как показывает реконструкция заёмных практик английской короны, –– что королевские займы в середине XVI в. представляли собой обменные операции.

Добавлено: 22 июня 2020
Статья
Назаров В. Д., Уваров П. Ю. Средние века. 2011. № 3. С. 98-109.

Ценность западных свидетельств о Смуте очевидна, однако часто повторяются два мнения, препятствующие их углубленному изучению. Считается, что либо в силу пристрастности, либо в силу стереотипов восприятия и конструирования «образа другого» они мало приспособлены для изучения российских реалий. Полагают также, что все основные свидетельства уже давно введены в научный оборот. Статья рассеивает подобные сомнения. Пристрастность и стереотипы восприятия являются не фатальным препятствием для историка, но лишь «вызовом», ответ на который заключается в особых требованиях к публикации подобного рода свидетельств. В статье излагаются основные принципы таких изданий и обращается внимание на солидную информационную ценность так называемых «источников второй руки», представляющих собой «подводную часть айсберга» свидетельств о России.

Добавлено: 27 ноября 2012
Статья
Бойцов М. А. Средние века. 1989. № 52. С. 25-46.
Добавлено: 13 ноября 2011
Статья
Караулова М. К. Средние века. 2014. № 75 (1-2). С. 92-106.

В статье анализируются муниципальные постановления XIV–XV вв., регулирующие систему городского управления в Сарагосе, с целью определить то место, которое занимал в ней институт присяжных. Исследование изменений, произошедших в порядке избрания, составе и полномочиях присяжных на протяжении столетия, позволяет понять общее направление развития этого института и соотнести его с целями и задачами, которыми руководствовались арагонские короли в их политике по отношению к городам.

Добавлено: 14 июля 2015
Статья
Лапшина А. А. Средние века. 2014. № 75 (3-4). С. 157-175.

Так называемая "Древненорвежская книга проповедей" (ок. 1200) представляет собой сборник проповедей и других христианских дидактических текстов, основанных на иностранных (главным образом латинских) источниках. Это уникальный источник, позволяющий исследовать восприятие латинской христианской мысли в средневековых Норвегии и Исландии. В статье идет речь об источниках древненорвежских текстов и методах, которые компиляторы и переводчики использовали для их адаптации. В статье показано, что эта адаптация происходит главным образом за счет вычеркивания "иностранных" концептов и использования традиционных. 

Добавлено: 18 июля 2015
Статья
Срединская Н. Б. Средние века. 2019. № 1 (80). С. 14-22.

Статья посвящена памяти Елены Викторовны Бернадской - историка-медиевиста, книговеда, сотрудницы Российской Национальной Библиотеки, СПбГУ им. А.А. Жданова и Института Истории АН РФ.

Добавлено: 23 декабря 2019
Статья
Уваров П. Ю. Средние века. 2015. Т. 76. № 1-2. С. 161-190.

В 1543 г. ректор Парижского университета Пьер Галанд, впоследствии член «корпорации королевских лекторов в Парижском университете» (прообраз современного Collège de France), руководствуясь аргументами гуманистического толка, попытался реформировать курс философии на факультете свободных искусств. Но реформа встретила ожесточенное сопротивление со стороны парижских теологов и провалилась. Кем были основные действующие лица этого конфликта? Чем объяснялась выбранная ими позиция? Обращение к нотариальным актам университетских деятелей и к институциональным аспектам университетской истории позволяют увидеть в этой коллизии нечто новое.

Добавлено: 31 октября 2015