• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Проблема контекстуализации образовательных результатов: школы, социальный состав учащихся и уровень депривации территорий

Вопросы образования. 2013. № 4. С. 188-246.
Ястребов Г. А., Бессуднов А. Р., Пинская М. А., Косарецкий С. Г.

В настоящей статье мы анализируем, как различия в образовательных результатах между российскими школами связаны с их различиями по 1) характеристикам социального состава учащихся, 2) характеристикам самих образовательных учреждений и 3) характеристикам территорий, на которых они расположены. Для этого мы используем данные социальных паспортов, собранные в ходе обследования в Московской и Ярославской области в 2011-12 гг., а также данные муниципальной статистики, позволяющие на основе ограниченного набора показателей оценить уровень социально-экономической депривации в поселениях различного типа. Статистический анализ проводится с использованием двухуровневой регрессионной модели. Результаты анализа позволяют констатировать, что академическая успеваемость (измерявшаяся с помощью средних показателей ЕГЭ по русскому языку и математике) действительно устойчиво различается для школ 1) с разным социальным составом учащихся и 2) разным кадровым и материальным обеспечением. Самостоятельного эффекта уровень депривации территорий на образовательные результаты не оказывает – типично низкие результаты обучения, которые мы наблюдаем, например, в сельских школах,  связаны со свойственной им нехваткой ресурсов и особенностями социального состава. В заключении также обсуждаются ограничения проделанного анализа, его прикладная ценность и возможности для дальнейшего улучшения.