Статья
Финансовая грамотность и пенсионные сбережения населения
Лаборатория экономических исследований НИУ ВШЭ уже несколько лет ведет мониторинг пенсионных стратегий населения, результаты которого уже были представлены в журнале в 2011 г. В данной статье мы рассмотрим динамику наиболее важных показателей, дополнив ряды данными за 2011-2012 гг., а также более подробно остановимся на уровне финансовой грамотности населения и взаимосвязи финансовой грамотности и пенсионных стратегий населения. Информационной базой исследования являются Всероссийские опросы населения по выборке, репрезентирующей взрослое (старше 18 лет) население Российской Федерации по полу, возрасту, трудовому статусу (занятость), федеральным округам и типу населенного пункта. Объем выборочной совокупности – около 1600 чел., погрешность выборки – 3,4%. Время проведения опросов – 2005, 2007, 2009- 2012 гг.
Проблема повышения финансовой грамотности населения находится в фокусе внимания российского экспертного сообщества уже не первый год. Семья остается одним из ведущих агентов финансовой социализации ребенка, и представления взрослых об инструментах и методах обучения детей в данном контексте, вполне возможно, отличаются от закрепленных в образовательных программах и литературе. Авторы статьи фокусируются наа исследовании представлений взрослых о том, как дети должны распоряжаться деньгами. При этом мы косвенно получаем ответ на вопрос, каким финансовым навыкам они хотели бы обучить своих детей.
В данной статье рассматриваются детерминанты выбора российских домохозяйств-заемщиков между банковским кредитом и неформальными займами. Мы стремимся выяснить, почему домохозяйства, при принятии решения о привлечении заемных средств, отказываются стать клиентами банков и предпочитают брать в долг у физических лиц - друзей, коллег, родственников. Мы используем результаты опроса «Мониторинг финансового поведения населения» (НИУ ВШЭ и ВЦИОМ, 2009-2010 гг.) Мы показываем, что субъективно оцененная респондентами высокая финансовая грамотность снижает вероятность занимать в неформальном секторе, только если респондент считает, что он имеет отличные (5 из 5) знания и навыки в области финансов. Однако доля таких респондентов – всего 1,5%. Поэтому мы оцениваем влияние различных компонентов финансовой грамотности: понимания процентного исчисления и связанных с ним математических навыков, понимания дилеммы риск-доходность, ведения собственного финансового бюджета. Результаты анализа показывают, что данные компоненты финансовой грамотности по-разному влияют на выбор домохозяйством неформальных займов. Домохозяйства, которые могут правильно рассчитать проценты, с меньшей вероятностью выбирают неформальный сектор и, наоборот, понимание дилеммы риск-доходность увеличивает эту вероятность. Другим важным фактором является кредитная дисциплина респондентов. Домохозяйства, не считающие обязательным погашение кредита, реже занимают у частных лиц и, таким образом, с большей вероятностью будут среди клиентов банков. Наши выводы также соответствуют теории рационирования кредита.
Быстрое и устойчивое развитие экономики страны зависит не только от внедрения новых, более эффективных производственных и финансовых технологий, но и от готовности и способности населения воспринимать и использовать данные технологии. Эффективность участия населения в современной экономике напрямую зависит от понимания того, каким образом можно с выгодой для себя использовать новые финансовые продукты. В данной книге отражены основные виды банковских и финансовых услуг, описанных «изнутри» специалистами. Возможно, это издание — единственная возможность для клиента заглянуть за пределы маркетинговых и рекламных рубежей банков и финансовых компаний.
Электронная версия. Пособие состоит из четырех блоков. Первый блок содержит исторические информационные материалы по специфике организации отечественного банковского дела, второй - типичные финансовые задачи с решениями, третий - информационно-просветительские материалы с актуальными аспектами оценки надежности банков, анализом договоров и тд., четвертый - кейсы по эффективному управлению денежными средствами.
Показана роль финансовой грамотности населения в рыночной экономике и необходимость изучения данного предмета на разных уровнях образования. Описана методика преподавания финансовой грамотности как обучения в процессе деятельности. Перечислены личностные, метапредметные и предметные результаты финансового образования.
В статье освещены результаты изучения взаимосвязи базового, продвинутого и специфического для России уровней финансовой грамотности населения и наличия просроченной задолженности в банке
Электронная версия. Итоговый тест призван оценить навыки и умения обучающихся по темам модуля "Банки". Тест доступен для онлайн сдачи.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, автор пытается показать влияние социальной политики советского периода на становление и развитие социального государства на разных его этапах в ведущих странах Запада, а также последствия разрушения СССР для современного состояния и перспектив социального государства в мире.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
Представлены материалы первой международной научно-практической конференции, отражающие современное состояние инновационной деятельности в образовании, науке, промышленности и социально-экономической сфере с позиций внедрения новейших информационных технологий.
Представляет интерес для широкого круга научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов и специалистов в области инноватики и современных информационных технологий.
В статье анализируются и сравниваются несколько подходов к понятию отцовства, присутствующих в западной социологической традиции: биологический детерминизм, социальный конструктивизм и биосоциальная теория. Проблематика отцовства и родительских практик мужчин маргинализирована в современных российских социальных иссследованиях, посвященных семейной тематике, и этот факт закрепляет традиционное неравенство в семейных отношениях, когда роль отца считается вторичной по сравнению с материнской ролью. В западных критических мужских исследованиях, напротив, можно выделить несколько этапов: развитие «поло-ролевой» парадигмы (биологический детерминизм), возникновение концепции гегемонной маскулинности, междисциплинарный этап (биосоциальная теория). В соответствии с подходом биологического детерминизма отец выступает как патриарх, продолжатель рода и ролевая модель для преемников. Социальный конструктивизм рассматривает функции мужчины в семье с точки зрения маскулинного давления и утверждения гегемонии над женщиной и детьми. Биосоциальная теория стремится объединить биологическую детерминированность отцовства с социальным, культурным и личностным контекстом. В статье показано, что эти подходы непосредственно связаны с уровнем развития общества, отношением к институтам семьи и брака, уровню эгалитарности гендерного порядка
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
В статье рассматриваются аспекты организации и деятельности общественных консультативных структур (ОКС). Основное внимание уделено ОКС, созданным и действующим при исполнительных органах государственной власти субъекта РФ. Проанализированы нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, регулирующие создание и работу ОКС, положения об общественных советах при органах власти. На основе результатов социологических опросов, экспертных интервью с руководителями и членами ОКС, с работниками СМИ, освещающими работу институтов гражданского общества, с чиновниками, отвечающими за взаимодействие с НКО исследована деятельность петербургских ОКС. Проанализирована роль ОКС как инструмента участия представителей гражданского общества в управлении государством. Делается вывод о неэффективности большинства российских и петербургских ОКС.
Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.
Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара "Математическое моделирование социальных процессов" им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.
Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.
Представлены результаты мониторинга уровня подготовки студентов, поступивших в российские вузы летом 2010 г. Оценивался средний балл зачисленных на конкурсной основе (по результатам конкурса баллов ЕГЭ). На основании полученных данных анализируются тенденции развития системы высшего образования: какие специальности пользуются наибольшим спросом; в какие вузы поступают наиболее подготовленные абитуриенты; как распределились предпочтения победителей олимпиад, имеющих право поступать в вуз вне конкурса; в чем специфика приема студентов в вузах, получивших дополнительную господдержку.
В статье анализируются проблемы российской экономической журналистики. На материалах 18 глубинных интервью был выделен спектр трудностей, которые экономические журналисты считают наиболее серьезными. К проблемам относятся: давление групп интересов (власти и рекламодатели), недостаточная квалификация и текучесть кадров, а также низкое доверие потребителей новостей, отсутствие у них экономической грамотности, вынуждающее журналистов упрощать материалы, и информационная перегрузка.