Статья
Ориентальный миф и миф об «Ориентализме»
Статья о понятии «ориентализм», о его извращении в учении Э.Саида и о мифе о Востоке в европейской культуре 19-20 вв.
Философская компаративистика во 2-й половине ХХ столетия претерпела серьезные трансформации в своей проблемной области и методологии, позволяющие говорить о формировании ее новой парадигмы. В числе творцов названной парадигмы ― известный индийский философ и логик Б.К. Матилал. Он способствовал привлечению внимания специалистов к двум фундаментальным проблемам: 1) проблеме неадекватного взаимопонимания представителей восточных и западной философских традиций и 2) проблеме методов философской компаративистики.
Для решения названных проблем он использовал несколько методологических принципов: 1) Всякий философский текст следует интерпретировать с позиции историко-философского процесса как истории идей; 2) Реконструкцию и интерпретацию следует осуществлять в терминах современной аналитической философии и логики с такой степенью подробности, чтобы смысл текста стал понятен современному читателю; 3) Интерпретация должна как можно полнее учитывать смысл, который вкладывал в оригинальный текст его автор, позицию самого автора.
Используемые им принципы компаративистики оказались чрезвычайно продуктивными. Благодаря им, Матилал пересмотрел статус теории грамматистов в системе традиционного знания и определение индийской логики.
Ключевые слова: беспредпосылочное понимание, взаимопонимание культур, европоцентризм, индийские онтологические концепции, интерпретация, кросс-культурное философское исследование, методология, ориентализм, парадигма компаративного исследования.
Сборник посвящен памяти известных специалистов по Южной Азии М.А. и О.В. Плешовых. В основе — материалы научной конференции, состоявшейся в 2008 г. и также посвященной их памяти. Основная тематика статей — политическое, социальное и культурное развитие Индии, Пакистана, Непала и Бангладеш, специфика их государственности, выдвигавшиеся в различные периоды истории концепции развития и их реальное воплощение, отношения стран региона друг с другом и остальным миром. В сборник также включены воспоминания коллег о Марине и Олеге Плешовых.
В статье рассматривается востоковедение как значимый сегмент культурно-образовательного пространства современной России. Для подготовки специалистов, способных эффективно применять в коммуникативной межкультурной практике адекватные сценарии и стратегии в различных профессиональных сферах деятельности, учитывающие специфику китайского менталитета и китайских культурных ценностей, в современных условиях требуется комплексный подход к обучению, охватывающий все значимые сферы социальной, политической и этнокультурной жизни китайцев. Изучение музыкальной культуры Китая (как части сложно структурированного семиотического пространства традиционной китайской культуры) позволяет глубоко и системно изучить этнопсихологические особенности и картину мира китайцев, для которых национальная музыка является значимой культурной ценностью, предметом гордости и инструментом реализации современных стратегий культурного влияния в мире. Изучение китайской музыки позволяет российским студентам-китаеведам ознакомиться с логическими и эмоциональными аспектами мировосприятия китайцев и китайской картины мира, которая нашла яркое выражение в системе традиционного музыкального искусства. В процессе изучения музыкальной культуры Китая у студентов актуализируются и совершенствуются как лингвистические, так и нелингвистические профессиональные компетенции, в силу того что китайская музыка неразрывно связана со словом, символом, ритуалом, мифом, движением, жестом, представлениями о времени и пространстве, о месте человека в природном и социальном мире. Инновационные образовательные технологии позволяют включить музыку в контекст образовательного процесса не только в качестве иллюстративного или фонового материала, но и как самостоятельную предметную область изучения.
A major international conference, “Orientalism / Occi dentalism: The Languages of Cultures vs. the Languages of Description”, took place from September 23–25, 2010, in Moscow under the aegis of the Russian Institute for Cultural Research. The goal of the Conference was to discuss the principal aspects of description of the East (fi rst of all Asian but also African cultures) in the Western scholarly discourse as well as in art and literature. The idea of the Conference belonged to the current author who, in the Fall of 2008, enlisted the support of Prof. Kirill Razlogov, Director of the Russian Institute for Cultural Research, as a result of which the Institute played a crucial role in the following two-year preparations
Статья является рецензией на книгу К. Хокансон о покорении Кавказа в русской литературе. Рецензент рассуждает о возможностях и ограничениях применения к русской литературе инструментария ориенталистики и изучения дискурсивных практик.
Аналитический обзор конференции «Ориентализм/Оксидентализм: языки культур и языки их описания», 2010
Книга представляет собой сборник статей по проблемам востоковедения, посвященных памяти выдающегося тюрколога А.Н. Самойловича (1880-1938). В сборник вошли работы по темам, так или иначе связанными с направлениями научных изысканий самого А.Н. Самойловича.
В статье рассматриваются взгляды Л.Н. Толстого в качестве не только яркого представителя, но и завершителя эпохи Просвещения. Сопоставление его идей с философией Спинозы и Дидро позволяет прояснить некоторые аспекты произошедшего в этом завершении перехода к уникальному толстовскому религиозно-философскому учению. Специальному анализу подверглись общие и специфические черты трех философов. Особое внимание уделено способу мышления, представленному в учении Толстого, Спинозы и Дидро, их отношению к науке, специфике их мировоззрения. Важным аспектом понимания стало раскрытие противоречия между образом мыслей и образом жизни трех философов. Исследована природа творческого мышления в их философии. У Дидро она описана через концепт парадоксализма, у Спинозы – через понятие целостности, у Толстого – через метод сцепления, обнаруженный им в литературном творчестве. Если для европейских просветителей образ мышления напрямую связан с природой человека, представленный как единство natura naturans и natura naturata, то для Толстого важнее всего некое априорное чувство жизни, пропитанное верой в Бога и инстинктом самоотдачи – любви к Высшему и другим людям. Метод сцепления уводит Толстого от прямого продолжения просветительских идей, делая значимым обращении не только к разуму, но и к творческой интуиции. Показан переход Толстого от рационального восприятия жизни к ее религиозным и экзистенциальным основаниям. Толстой постепенно уходит от идеи природного человека к идее человека, живущего по заповедям Христа. Показано, что начав с просветительского мировоззрения, Толстой заканчивает созданием религиозно-философского учения, характерного для начала ХХ века.
Материалы ежегодного международного научного форума, посвященного актуальным проблемам гуманитаристики.
This important new book offers the first full-length interpretation of the thought of Martin Heidegger with respect to irony. In a radical reading of Heidegger's major works (from Being and Time through the ‘Rector's Address' and the ‘Letter on Humanism' to ‘The Origin of the Work of Art' and the Spiegel interview), Andrew Haas does not claim that Heidegger is simply being ironic. Rather he argues that Heidegger's writings make such an interpretation possible - perhaps even necessary.
Heidegger begins Being and Time with a quote from Plato, a thinker famous for his insistence upon Socratic irony. The Irony of Heidegger takes seriously the apparently curious decision to introduce the threat of irony even as philosophy begins in earnest to raise the question of the meaning of being. Through a detailed and thorough reading of Heidegger's major texts and the fundamental questions they raise, Haas reveals that one of the most important philosophers of the 20th century can be read with as much irony as earnestness. The Irony of Heidegger attempts to show that the essence of this irony lies in uncertainty, and that the entire project of onto-heno-chrono-phenomenology, therefore needs to be called into question.
Статья посвящена концепциям техники в творчестве братьев Эрнста и Фридриха Георга Юнгеров. Проблема взаимосвязи техники и свободы рассматривается в широком контексте немецкой критики культуры начала XX в. и дискуссии о технократии до и после Второй мировой войны.
В сборнике представлены труды секции "Востоковедение" XLIII Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», состоявшейся в Новосибирском государственном университете в 2005 г.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.