Статья
Методологические основы разработки концепции и развитие персоналистических идей в работах В. Франкла
Статья посвящена реконструкции представлений В. Франкла о личности как основе индивидуализации и самоформирования человека и его жизни. Раскрываются методологические основы концепции В. Франкла - понимание личности в философской антропологии М. Шелера, обсуждаются психологические категории, посредством которых описывается процесс актуализации личностного начала человека, а также рассматривается значение взглядов В. Франкла для психологии личности.
Изучение использования возможностей Интернета и компьютера студентами проводится в разных странах. Поднимая вопрос о взаимодействии информационной среды и национальной культуры, в статье рассматриваются особенности применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) студентами России. В работе представлены результаты анализа данных собранных в ходе проекта «Кросс-культурное исследование процесса становления новой образовательной культуры в России и Германии» в 2008-2009 гг. (выборка в 825 студентов из 18 университетов России). Обсуждаются особенности использования российскими студентами Интернета, в том числе проблема плагиата, доступность различных технологий в университете, привлекательность категорий использования компьютера и Интернета, гендерная специфика использования информационно-коммуникационных технологий.
Представлены доклады и сообщения, ставшие предметом обсуждения на Второй Международной научной конференции «Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии», прошедшей на базе Смоленского гуманитарного университета 26–27 мая 2010 года. В сборник вошли статьи ученых из России и зарубежных стран: Азербайджана, Беларуси, Израиля, Казахстана, Латвии, Литвы, Молдовы, Украины, Финляндии, Эстонии, в которых отражены методологические и теоретические подходы к исследованию таких фундаментальных проблем, как трансформация этнической идентичности, влияние культуры на личность, межкультурное взаимодействие и этнические конфликты, психология миграции и аккультурации, этническая социализация и поликультурное образование.
Книга представляет интерес для психологов, этнологов, философов, социологов, антропологов и всех интересующихся актуальными проблемами этнической и кросс-культурной психологии.
Современная культура, — культура «незавершенного модерна», — как и всякая культура, состоит из запретов и требований эти запреты нарушать. При этом образы несвободы, господствующие в современной культуре, носят преимущественно пространственный характер: «гнет», «теснота», «давящая атмосфера», тюрьма, обездвиженность. Логика этих образов подсказывает, что человеку труднее всего смириться с запретом на свободное перемещение в пространстве, — речь идет, разумеется, не только о физическом пространстве, — и поэтому в человеке следует сызмальства воспитывать стремление этот запрет нарушить, но нарушить неким превращенным, а именно — темпоральным образом. Если среда давит и душит, то следует найти отдушину в форме «свободного времени» — «досуга» или такого «будущего», в котором гнета и тесноты уже не будет. Однако эта привычная логика — логика пространственной несвободы и темпоральной свободы — при более пристальном исследовании сама оказывается превращенной. Дело в том, что в современной экономике символического обмена главным перераспределяемым ресурсом является именно время. Здесь, чтобы быть успешным, мало свободно распоряжаться собственным временем, — надо безраздельно владеть чужим временем. Мы все ежедневно ощущаем, что наше время кому-то или для чего-то требуется. У нас ежечасно отнимают не только «досуг», но и «будущее». Мы все — школьники, преподаватели, врачи, чиновники, водители, пешеходы — ежеминутно теряем бесценное время, выполняя абсурдные, по-человечески невозможные действия. Что мы получаем взамен? — Мнимую пространственную свободу в форме мобильности. Таким образом, подавление свободы в современной культуре осуществляется в форме мнимого, как бы слишком легко преодолимого запрета на свободное пространство и действительного запрета на свободное время. Мобильность, отождествляемая с пространственной свободой, в действительности является превращенной формой темпоральной несвободы.
В статье анализируются результаты исследования взаимосвязи ценностей-оппозиций Ш.Шварца, креативного поведения и отношения к инновациям. На выбоке из Москвы и Московской области, с использованием опросника ценностей PVQ-R и методики для измерения уровня креативности в повседневной деятельности CBI, были выявлены значимые взаимосвязи показателей.
В статье выявляются и обосновываются различия между субъектным и событийным подходом в психологии жизненного пути личности. Раскрывается позиция подходов в отношении ключевых проблем психологии жизненного пути: детерминации и самодетерминации, времени жизни личности, жизненного развития и зрелости. Намечаются возможные перспективы взаимодействия и интеграции подходов.
П.Б. Струве хотел видеть Россию великой, в этом смысле он был государственник. Он мечтал о великой цивилизованной стране, стране могучей, но мощь которой основана на идее права, правопорядка, независимой личности, живущей в достойном достатке. Его политическая теория была более последовательна, чем ленинская, однако не учитывала психологию масс и потому потерпела историческое поражение.
Издание включает переводы на русский язык западноевропейских текстов V-XIV вв., объединенных темой средневековой субъективности. В нем представлены образцы разнообразных форм свидетельств человека Средневековья о самом себе: исповеди, наставления, мистического откровения, хроники собственной жизни. Эти свидетельства позволяют по-новому осмыслить место человека в средневековой культуре. Каждый из текстов снабжен научными комментариями и биографическими справками об авторах. Вводная статья книги очерчивает общую историографическую картину и проблематику изучения феномена средневековой «автобиографии».
Издание предназначено для историков, философов, культурологов, филологов, антропологов, психологов и может широко использоваться в соответствующих учебных курсах в вузах. Оно также адресовано всем, кого интересует тема «человек в истории».
В сборнике представлены материалы Международной научной конференции «Актуальные проблемы этнической, социальной и дифференциальной психологии», которые включают тексты докладов и сообщений молодых ученых и студентов из Азербайджана, Армении, Беларуси, Болгарии, Китая, Колумбии, Монголии, Сирии, Украины, Швейцарии, Центральноафриканской Республики, Эквадора и разных регионов России, посвященных проблемам этнической, социальной и дифференциальной психологии: психологическим и кросс-культурным исследованиям личности, толерантности, межкультурной коммуникации и адаптации личности, а также специфике проявлений личности в языке и литературе. Издание предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей, научных сотрудников, интересующихся актуальными проблемами современных исследований личности в психологии, педагогике, социологии, филологии, лингвистике, журналистике.
Монография посвящена онтологии стандартной и девиантной квантификации. В работе сопоставляются эвристические возможности и онтологические обязательства двух парадигм интерпретации кванторов: как второпорядковых предикатов и как функций выбора от их истоков (Г. Фреге и Ч.С. Пирс) до современного состояния (абстрактные логики и IF-логика). Новизна исследования связана с философской оценкой технических результатов последних лет о выразительных и дедуктивных возможностях логик с нестандартной квантификацией. Монография включает апробацию разработанных методов в логическом анализе языка, а также в логико-онтологической экспликации классических философских затруднений, обусловленных предикативной трактовкой существования.
Книга предназначена для специалистов в области логики, философии, когнитивной лингвистики и психологии, онтологической инженерии, а также для всех тех, кто интересуется историей и современным состоянием логики, аналитической философии и феноменологии, философскими основаниями математики и компьютерных наук.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
Представлены результаты кросс-культурного исследования имплицитных теорий инновативности у студентов и учителей, представителей трех этнокультурных групп: русские, народы Северного Кавказа (чеченцы и ингуши) и тувинцы (N=804). Выявлены межгрупповые различия в имплицитных теориях инновативности: у русских респондентов и у студентов более выражены индивидуальные теории инновативности, у респондентов из Северного Кавказа, Тувы и учителей более выражены социальные теории инновативности. С помощью моделирования структурными уравнениями построена культурно-универсальная модель влияния ценностей на имплицитные теории инновативности и на установки по отношению к инновациям. Ценности Открытости изменениям и индивидуальные теории инновативности способствуют позитивному отношению к инновациям. Результаты исследования показали, что имплицитные теории инновативности различаются в разных культурах, а ценности оказывают разное влияние на отношение к инновациям и опыт инновативной деятельности в разных культурах.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.