• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 130 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Кургинян С. С. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2011. Т. 68. № 4. С. 76-87.

В статье на материале качественного исследования реализуется единство теории, эксперимента и консультативной/терапевтической практики по проблеме адекватного отношения личности к себе. Метод изучения индивидуальных случаев избран для научного обоснования такого качественного запроса, как отношение личности к себе. Данный методпозволяет детальное сосредоточение на особенностях модели единичного случая, которая, согласно цели и задачам настоящего исследования, используется, чтобы, во-первых, изучить самость личности, во-вторых, выявить этические противоречия, возникающие при осуществлении профессиональной помощи и поддержки, и выделить средства оценки и описания эффективности применяемых методов исследования личности.

Добавлено: 31 января 2013
Статья
Семенов И. Н. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2018. № 2. С. 282-302.

Статья посвящена науковедческому анализу — с позиций рефлексивной психологии и персонологии — жизнетворчества лидера советской психологии 1960—1970-х гг., основателя факультета психологии МГУ А. Н. Леонтьева. На фоне истории человекознания середины ХХ в. впервые схематизирована периодизация ключевых этапов развития его выдаю$ щейся личности, охарактеризованы основные направления научной деятельности, раскрыт науковедческий парадокс истории и логики развития концепции психологии деятельности, показан фундаментальный вклад в современное человекознание и институциональное строительство психологической науки.

Добавлено: 3 сентября 2018
Статья
Реан А. А., Новикова М. А. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2019. Т. 97. № 1. С. 165-177.

В данной статьей описывается ход проведения пилотного исследования распространенности школьной травли (буллинга) в российских школах. Авторами был создан оригинальный опросник распространенности буллинга, в основу которого легло несколько англоязычных методик, обладающих высокими психометрическими показателями. В статье на основании ответов 890 старшеклассников (учащиеся 5 федеральных округов РФ, средний возраст 16 лет) приводятся данные о распространенности разных типов буллинга в российских школах; дается информация о том, что показатели вовлеченности в травлю в разных ролях положительно связаны между собой. Приводится информация о полученных гендерных различиях, а также о связи риска виктимизаци с социальными и экономическими характеристиками семьи, ее составом и местом проживания. 

 

Добавлено: 31 октября 2018
Статья
Семенов И. Н. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2014. № 3. С. 34-50.

В статье с историко-научных и теоретико-методологических позиций анализируется становление и развитие деятельностного подхода в российской психологии во взаимодействии с философией и педагогикой. При этом на фоне анализа истории отечественного человекознания характеризуются концепции ряда философов, разрабатывавших системно-деятельностный подход (А.А.Богданов, Э.В.Ильенков, Г.П.Щедровицкий, Э.Г.Юдин, Н.Г.Алексеев и др.), и психологов, строивших различные общепсихологические представления о деятельности (М.Я.Басов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев) и развивавших их в психолого-педагогических исследованиях (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, В.П.Зинченко, Н.Ф.Талызина, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин). Предложена структурно-уровневая модель развития научно-творческой деятельности (проиллюстрированная анализом трудов С.Л.Рубинштейна). Кратко охарактеризовано взаимодейстие научных школ П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна в разработке психологии деятельности. Показана конструктивная роль дискуссий философов и психологов в процессе разработки деятельностного и системного подходов (на примере концепций С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, В.В.Давыдова), а также их конструктивное значение для развития психологии и педагогики мышления и рефлексии.

Добавлено: 5 марта 2015
Статья
Серкин В. П. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2009. № 4. С. 109-119.
Добавлено: 9 октября 2011
Статья
Костенко В. Ю., Леонтьев Д. А. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2016. № 3. С. 97-108.

Статья освещает результаты эмпирического исследования уровня личностного развития в его связи с особенностями рефлексии и самодетерминации личности. В качестве методов исследования применялись Тест неоконченных предложений Вашингтонского университета, Дифференциальный тест рефлексии, Тест-опросник личностной зрелости Ю. З. Гильбуха, Тест самодетерминации, Русскоязычный опросник каузальных ориентаций, Дифференциальный опросник переживания одиночества. В ходе двух этапов исследования с участием респондентов в возрасте от 14 до 25 лет (N = 426) были выявлены положительные связи уровня личностной зрелости с такими позитивными феноменами, как системная рефлексия, самодетерминация, внутренняя (автономная) ¬каузальная ориентация. В то же время неконструктивные формы рефлексии, внешняя и безличная каузальная ориентация, оказываются не связанными с личностным развитием. Единственным значимым предиктором развития личности в краткосрочной перспективе (13 мес.), а также медиатором связи открытости опыту с уровнем развития личности, по данным исследования, оказывается системная рефлексия как способность и склонность к взгляду на себя со стороны, осознанию себя в контексте ситуации и осуществляемой деятельности.

Добавлено: 12 октября 2016
Статья
Старовойтенко Е. Б. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2013. Т. 76. № 4. С. 189-203.

В данной статье разрабатывается проблема, относящаяся к «персонологии Я» как важнейшей области общей персонологии. Намечена герменевтическая  модель, посвященная базовым свойствам и возможностям Я. Подчеркнута роль способности Я «быть возможностью самого себя», интегрирующей многие интенции «Могу» в зависимости от жизненных задач, решаемых личностью. Обоснована экзистенциальная значимость задачи «быть эффективным в диалоге» на основе реализации интенции «Я могу высказываться». Предложена модель высказывания, модель рефлексии автора в момент события высказывания, трехмерная топологическая модель возможности Я высказываться в диалоге.

Добавлено: 15 ноября 2013
Статья
Шадриков В. Д. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2018. № 2 (94). С. 36-47.

В статье представлена попытка снять налет таинственности с проблемы сознания. Делается это на основе анализа данных о связи психики и сознания, привлечения понятия «мысль» к определению содержания психики и сознания, рассмотрения роли когнитивных психических процессов в формировании содержания психики и сознания, анализа рефлексии в процессах осознания себя.

Добавлено: 22 августа 2018
Статья
Старовойтенко Е. Б. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2015. Т. 82. № 2. С. 130-145.

В данной статье представлен авторский опыт интеграции идей психологии памяти в область психологии личности и в психологическую теорию жизни. Способом интеграции стала разработка теоретической модели активной памяти личности. Приводятся результаты моделирования, акцентирующие значение памяти в жизни личности, место памяти в психическом строе личности, фазовый характер процесса памяти личности, средства и качества мнемических явлений, а также роль памяти в образовании «впечатлений» как сложных личностных феноменов, которые, по мысли М.К. Мамардашвили, способны воссоздавать, обновлять жизнь. В контексте построенной модели намечается  система идей о связях впечатления – памяти – жизни и об эффектах развивающего влияния запоминаемого и воспроизводимого впечатления личности на ее будущую жизнь.

Добавлено: 28 сентября 2015
Статья
Подольский А. И. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2016. № 4. С. 67-75.

В статье обсуждаются проблемы педагогической психологии, обострившиеся в современной ситуации. Среди актуальных проблем выделяются две: 1) оптимальная стратегия радикального реформирования образования на всех его уровнях и 2) психоэмоциональное благополучие детей и подростков. Приводятся данные многолетних исследований эмоционального состояния учащихся старших классов. Ставится вопрос о необходимости коррекции не только личности самого подростка, но и всей системы взаимоотношений между ребенком и его социальным окружением. Подчеркивается необходимость углубления обсуждения социальной ситуации развития.

Добавлено: 29 октября 2018
Статья
Запекина В. В. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2018. № 3.

В статье представлены теоретическая модель, авторская исследовательская методика и результаты психологического исследования отношения личности к близкому Другому. Предлагается новый подход к решению проблемы развития данного отношения в направлении его рефлексии и диалогичности. Строится модель генеза диалогичности отношения Я – близкий Другой, определяемого свойствами Я: рефлексивностью, диалогичностью, необходимостью Другого (стремлением к людям, доброжелательностью), самодетерминацией, самоактуализацией; реализацией отношения в измерениях между-Я-и-близким Другим, Я-в-близком Другом, близкий Другой-в-Я и Я-в-себе-c-близким Другим; ресурсностью отношения к Другому в плане жизненной исполненности. С целью верификации разработанной модели проведено эмпирическое исследование форм генеза диалогичного отношения Я – близкий Другой путем применения метода интервью для изучения процесса отношения, ряда стандартизованных методик, выявляющих свойства Я, методик на определение экзистенциальной исполненности личности. По предварительным данным, требующим проверки и расширения, найдены две формы генеза отношения Я – близкий Другой: Форма 1, конституированная стремлением к людям, доброжелательностью, продуктивной рефлексией, диалогичной реализацией отношения с акцентом на измерение Я-в-себе-с-близким Другим, экзистенциальной исполненностью; Форма 2, конституированная самодетерминацией, самоактуализацией, квазирефлексией, реализацией отношения в измерении Я-в-себе-с-близким Другим, низкой кзистенциальной исполненностью

Добавлено: 6 сентября 2018
Статья
Замятин Д. Н. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2015. № 4. С. 135-142.
В статье исследуются процессы формирования геокультурного пространства Арктики на основе онтологических моделей воображения. Рассматривается понятие геокультуры и ее репрезентации применительно к арктическому пространству. Анализируются экзистенциальные качества арктического пространства в контексте особенностей передвижения и кочевания. Выявляется специфика развития локальных сообществ в Арктике, характеризующаяся доминированием процессов аутопойесиса. Арктические идентичности оказываются результатом развития точечных сопространственностей, предполагающих пустоту, белизну, бесконечность, темноту естественными онтологиями воображения арктического пространства
Добавлено: 23 октября 2016
Статья
Старовойтенко Е. Б. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2014. Т. 80. № 4. С. 68-83.

В статье представлены результаты герменевтического исследования гендерных свойств личности, выполненного в формате современной персонологии. Исследование посвящено обоснованию возможностей герменевтики книг-произведений для научного раскрытия тех аспектов «пола», которые детерминированы жизнью личности в культуре. Представлены новые модели мужского и женского гендеров, рассматриваемых как «живые структуры» символических, метафизических, архетипических, психологических и ролевых свойств личности. Подчеркивается, что тексты книг о гендерных свойствах личности, их различии, единстве и динамике, выступая предметами интерпретаций, могут стать «культурными инструментами» идентичности, самопознания и самополаганияреальных мужчин и женщин. Акцентируется потенциал герменевтики в системе качественных методов персонологии и в развитии консультирования и психотерапии личности в аспекте ее гендерной организации, рефлексии и самовыражения. Книга усиливает свои культурные влияния на личность посредством вовлечения ее эксплицированных содержаний в теоретические построения и практику персонологии.

Добавлено: 5 февраля 2015
Статья
Исаева А. Н. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2011. № 4. С. 133-143.

Статья посвящена изучению отношения личности к оппозициям своей жизни. Данное исследование выполнено в русле психологии жизненных отношений личности и культурной психологии личности. Автор предлагает способы извлечения психологического знания об интуитивном и рефлексивном отношении личности к своим оппозициям из культурных источников. В качестве материала герменевтического анализа предлагаются тексты народных сказок и текст самопознания эпохи Ренессанса. В фокусе внимания оказываются саморазвивающие и самоформирующие аспекты отношения личности к оппозициям своей жизни.

 

Добавлено: 8 декабря 2012
Статья
Старовойтенко Е. Б. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2017. Т. 92. № 4. С. 112-124.

В статье представлено обоснование одного из путей разработки рефлексивных практик в контексте персонологии. Теоретическим фундаментом обоснования выступают труды М.М. Бахтина, Р. Барта, Ю. Кристевой, П. Рикера, Ж. Деррида. Раскрываются возможности различных видов текстов для познания и самопознания личности. Акцентируется герменевтический потенциал текстов-произведений и текстов-практик, посвященных личности.  Вводится понятие «перспективного текста», соединяющего потенциалы указанных видов текстов.  Приводится авторская модель «текста» как источника слова личности о себе. Она намечает способы герменевтического перехода от интерпретации текста-произведения, экспликации и систематизации его основных идей к построению приемов рефлексии, обеспечивающих индивидуальное самопознание определенных аспектов «Я», собственной жизни, отношений к другим и т.д. Подчеркивается, что данный переход указывает на приобретение текстом-произведением качества текста-практики и на герменевтическое становление произведения в виде «перспективного текста». Решением проблемы герменевтики произведений (философских, филологических, психологических, литературных) как источников слова о себе стал опыт разработки приемов рефлексии диалогичного отношения личности к себе,  рефлексии отношения к любимому Другому, рефлексии высказывания в диалоге со значимым Другим.

Добавлено: 15 ноября 2017
Статья
Исаева А. Н. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2016. Т. 87. № 3. С. 11-20.

Данная статья посвящена изучению онтогенетических аспектов эго в его отношении к оппозициям жизни. Эго является источником отношения личности к себе, и ранние стадии его генеза определяют специфику самоотношения личности во взрослом возрасте. В основу работы положена идея о том, что эго возникает из необходимости младенца совладать с оппозициями, появляющимися в его жизни в момент рождения (напряжение – разрядка, бодрствование – сон, «мое» - «иное»). Мы полагаем, что эго развивается в оперировании и в отношении к усложняющимся оппозициями жизни, закрепляет «успешные» операции с ними в форме защитных процессов и бессознательно использует те же действия с оппозициями в решении когнитивных задач. В статье обосновываются теоретические связи между операциями с оппозициями, защитными процессами и способами адаптации личности. Предлагается методическое обеспечение для эмпирического изучения этих связей.

Добавлено: 2 сентября 2016
Статья
Паукова А. Б. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2011. № 4. С. 143-150.

Статья посвящена исследованию форм и вариантов рефлексии событий жизни. Категория события рассматривается в контексте психологии жизни. Автором предлагается структура отношения к событию и намечаются векторы динамики отношения к жизни в результате рефлексии жизненных событий.

 

Добавлено: 8 декабря 2012
Статья
Старовойтенко Е. Б. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2013. Т. 74. № 2. С. 71-85.

«Достижение себя» не является предметом систематического изучения в отечественной психологии личности. Цель данной статьи – обосновать значение его исследования в актуальном социокультурном и научно-гуманитарном контексте. «Достижение себя» понимается в данной работе как целостная, рефлексивно опосредованная реализация возможностей Я в ведущих жизненных отношениях личности. Областью исследования выступает «новая персонология», методом - персонологическая герменевтика. Предлагается рефлексивная модель возможностей Я в отношении к Другому. Демонстрируется ее приложение к анализу процесса достижения себя в любовном отношении личности.

Добавлено: 14 сентября 2013
Статья
Исаева А. Н. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2013. Т. 74. № 2. С. 85-96.

Работа посвящена проблеме рефлексии личности в аспекте различения знаемого и незнаемого «Я». Рассматриваются их противоречия, заключенные в нарративе о значимой жизненной ситуации. Намечены способы извлечения этих противоречий из рефлексивных текстов, разработанные на основе идей П. Рикера, Ж.П. Сартра, С.Л. Рубинштейна, Е.Б. Старовойтенко. В статье представлен анализ индивидуального нарратива значимой ситуации, объективно задающей динамику "Я".

Добавлено: 5 сентября 2013
Статья
Зорина З. А. Мир психологии. Научно-методический журнал. 1998. № 16. С. 95-117.
Добавлено: 9 марта 2010
Статья
Исаева А. Н. Мир психологии. Научно-методический журнал. 2018. № 3. С. 49-57.

Данная статья посвящена герменевтике персонологических моделей «Я» в поисках имплицитных аспектов «Я». В качестве материала герменевтики выступили описания форм деперсонализации в текстах К. Ясперса, модель генеза жизненных отношений личности и модель культурной деперсонализации Е.Б. Старовойтенко. В качестве герменевтического приема в данной работе использованы «мета-герменевтика» и «принцип оппозиций» (Исаева, 2008). В результате были реконструированы феноменологические аспекты «Я», аспекты «Я» в отношениях и аспекты персонализации «Я» в культуре. Выявленные аспекты использованы в анализе индивидуального случая.

Добавлено: 16 июля 2018