• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Cicero’s writings as learning texts for humanities students: from Augustus Wilkins to Cicero Digitalis

Hypothekai. 2021. No. 5. P. 191-213.
Pichugina V., Mettini E., Volkova Y.

Наследие древнеримского политика, оратора и интеллектуала Марка Туллия Цицерона рассмотрено как совокупность текстов, которые на протяжении столетий включались в учебные планы для гуманитариев и которые существенно изменили нарративную традицию, фиксирующую способы понимания гуманитарной реальности. Ключевым для авторов стал следующий вопрос: как и с какими целями наследие Цицерона предъявляется гуманитариям в учебных текстах в первые два десятилетия XX и XXI веков? В начале прошлого века внимание к Цицерону со стороны гуманитариев во многом стало заслугой Августа Самуэля Уилкинса, Поля Монро и Эллвуда Кабберли. Благодаря учебным книгам П. Монро, А.С. Уилкинса и Э. Кабберли возникли разные подходы к представлению сочинений Цицерона в учебных целях – подходы, которые в отразились в учебных книгах для гуманитариев век спустя. Для отечественных учебников, антологий и хрестоматий по истории педагогики Цицерон чаще всего является фигурой умолчания на протяжении всего XX в. В начале XXI века появилось множество учебных книг для гуманитариев, в которых наметилась тенденция рассмотрения Цицерона как автора, который практиковал отход от понятийного описания педагогической реальности (детальное изложение того, что произошло) в пользу ее нарративного описания (изложение того, что произошло через того, с кем это произошло). Остается лишь с сожалением констатировать, что отечественная традиция включения наследия Цицерона в содержание гуманитарного образования за век почти не претерпела изменений: фрагменты его сочинений продолжают представляться в небольшом объеме, практически не группируются по ключевым для их автора проблемам и редко сопровождаются педагогическими комментариями. Вопрос о том, почему одни тексты выбраны, а другие нет, можно задать каждому автору и составителю, включившему тексты Цицерона в книгу для гуманитариев. Поиски ответов на этот «вечный вопрос» можно связывать как с гибкостью гуманитарного учебного плана, так и с личными предпочтениями авторов и составителей учебных книг.