?
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ
В статье анализируются российские научные источники и государственные документы, посвященные этническим и национальным отношениям, выявляются их эклектический характер и путаница в употреблении терминов. Предлагается авторское определение феномена «межэтнические отношения», в котором главным признаком становится осознание культурных различий. Автор отталкивается от разграничения понятий «нация» и «этнос» в научной традиции и государственном управлении, как они исторически сложились в разных моделях — французской и немецкой. В мировой науке закрепляются различия между двумя типами воображаемых сообществ: с одной стороны — нациями как политическими сообществами, связанными с идеей гражданства и народного суверенитета, а с другой стороны, с этнокультурными сообществами, определяемыми ныне с помощью таких терминов, как «этнос» или «этния» (ethaneе), «этническая группа» (ethnic group), «этничность» (ethnicity). Прослежены истоки и эволюция термина «нация» в России с конца XVIII в. по советское время включительно. Проведена типологизация этнических процессов относительно двух фундаментальных разновидностей: разделительных (вертикальные и горизонтальные конфликты) и объединительных (сближение, слияние, растворение). Исследование осуществлено на материале истории России последних двух веков, с опорой на данные переписей и статистики. Описаны основные этапы и особенности процессов ассимиляции в мире и в России, ее этапы и циклы (аккультурация, социализация, экономическая аккомодация, идентификация себя в качестве полноценного члена принимающего общества). Описаны проявления разделительных процессов на примере России, и исследованы истоки конфликтов. Выделены три основные проблемные сферы: социально-экономическое и социально-статусное неравенство; изменение этнодемографической ситуации; этноязыковые отношения и проблемы. Доказывается, что весь комплекс этносоциальных и этноязыковых проблем в России развертывается на фоне значительного подъема интереса людей к этнической идентичности.