• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Система оценивания достижений школьников в традиционной и развивающей системах обучения: психолого-педагогический анализ

Гордеева Т. О., Сычев О. А., Сиднева А. Н.

Использование оценок в школьном образовании — общемировая практика, при этом традиционная система оценивания знаний подвергается критике. Многие образовательные системы мира предлагают различные альтернативные системы оценивания, от критериального оценивания  до формирующего оценивания. В данной публикации представлен теоретический и эмпирический анализ двух наиболее распространенных в отечественных школах систем оценивания знаний и умений —  традиционного отметочного и оценивания в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, предполагающего введение системы критериев оценки образовательных достижений разного типа, процедур самооценивания, взаимного оценивания, неакцентирование результатов оценивания и сравнений детей.

Проведено два эмпирических исследования на выборке учащихся начальных классов, обучающихся в двух образовательных системах — отметочной и с отменой традиционной системы оценивания знаний. С помощью проективной методики (Желания волшебнику, Вопросы мудрецу) проведено сравнительное исследование степени обеспокоенности оценками школьников 3-4-х классов обучающихся в традиционной системе обучения (ТО) и развивающей (РО). Результаты контент-анализа спонтанных желаний детей и их вопросов мудрецу (N(ТО)=327, N(РО)=153) показывают, что дети из ТО классов проявляют большую озабоченность школьными оценками, чем дети из РО классов и только в этих (ТО) классах были ответы, акцентировавшие формальные оценки и достижения в ущерб содержательным результатам.

Результаты второго исследования (N(ТО)=309, N(РО)=78) подтверждают, что оценки могут иметь разный смысл и занимать разное место в структуре внутренней и внешней учебной мотивации и настойчивости, обладая разной мотивирующей функцией у детей, обучающихся с использованием разных систем оценивания знаний. Полученные результаты свидетельствуют в пользу построения оценивания в логике системы развивающего обучения, более дифференцированной, содержательной и объективной, изначально осуществляемой совместно с ребенком, поддерживающей ценности поиска, инициативности, самостоятельного мышления и коллективных дискуссий, в меньшей степени акцентирующей внешний контроль и старательность.