• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Барьеры для создания педагогических условий развития критического мышления в российских вузах

Педагогика. 2020. Т. 84. № 9. С. 45-54.

Современные работодатели уделяют повышенное внимание навыкам критического мышления у потенциальных работников. Причиной этому послужили изменения, происходящие на рынке труда: появляются новые профессии, требующие умений работать с информацией и гибкости мышления. Эти изменения нашли отражение в ФГОС высшего образования. Тем не менее, остается значительное число нерешенных проблем, касающихся создания педагогических условий развития критического мышления в вузах. В статье проведен анализ барьеров для создания педагогических условий, способствующих формированию критического мышления студентов в российских вузах. В качестве ключевых барьеров выделяются недостаточная подготовка преподавателей, отсутствие условий для профессионального роста, отсутствие валидных инструментов оценки критического мышления, недостаточность материально-технической базы, отсутствие учебных пособий, включающих задания для развития критического мышления. Одной из основных причин существования перечисленных барьеров является то, что ни администрация вузов, ни государство не требуют от преподавателей создания педагогических условий для развития критического мышления и не создают стимулов для этого. Таким образом, требования ФГОС к результатам обучения выполняются не во всех российских вузах и не для всех студентов.