• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 55 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Боголепова С. В., Малкова Н. В. Педагогика. 2017. № 4. С. 80-86.

В статье анализируется актуальность образования по типу Liberal Arts применительно к отечественной системе высшего образования. Описываются отличительные черты модели с административной и педагогической точек зрения. В фокусе анализа вызовы, с которыми сталкивается отечественная система в случае прямого, без учета локального контекста копирования отдельных элементов этой системы у Запада.

Добавлено: 15 июня 2017
Статья
Шадриков В. Д., Розов Н., Боровских А. Педагогика. 2012. № 4. С. 100-111.

Анализируется традиция написания авторефератов диссертаций на соискание ученой степени кандидата/доктора педагогических наук с точки зрения качества сообщаемой информации о результатах проведенных исследований.

Добавлено: 24 августа 2012
Статья
Федотова В. А., Жданова С. Ю. Педагогика. 2020. № 1. С. 26-34.

В результате исследования выявлены значимые различия в личностно-ситуативной и временной составляющей антиципационной состоятельности. Коммуникативная сторона антиципации и умение прогнозировать ситуации, связанные с общением, у представителей высококонтекстуальной и реактивной культур выражена в меньшей степени, чем у представителей полихронной и полиактивной типов культур.

Добавлено: 6 мая 2019
Статья
Корешникова Ю. Н., Фрумин И. Д., Пащенко Т. В. Педагогика. 2020. Т. 84. № 9. С. 45-54.

Современные работодатели уделяют повышенное внимание навыкам критического мышления у потенциальных работников. Причиной этому послужили изменения, происходящие на рынке труда: появляются новые профессии, требующие умений работать с информацией и гибкости мышления. Эти изменения нашли отражение в ФГОС высшего образования. Тем не менее, остается значительное число нерешенных проблем, касающихся создания педагогических условий развития критического мышления в вузах. В статье проведен анализ барьеров для создания педагогических условий, способствующих формированию критического мышления студентов в российских вузах. В качестве ключевых барьеров выделяются недостаточная подготовка преподавателей, отсутствие условий для профессионального роста, отсутствие валидных инструментов оценки критического мышления, недостаточность материально-технической базы, отсутствие учебных пособий, включающих задания для развития критического мышления. Одной из основных причин существования перечисленных барьеров является то, что ни администрация вузов, ни государство не требуют от преподавателей создания педагогических условий для развития критического мышления и не создают стимулов для этого. Таким образом, требования ФГОС к результатам обучения выполняются не во всех российских вузах и не для всех студентов.

Добавлено: 3 ноября 2020
Статья
Болотов В. А. Педагогика. 2013. № 8. С. 15-26.

В данной статье рассматриваются  основные виды программ оценки учебных достижений школьников (оценивание в классе, государственные экзамены, крупномасштабные исследования), приводится примеры из международного и российского опыта. Кроме того, в статье обсуждаются актуальные научные и практические задачи, которые необходимо учитывать при построении эффективной системы оценки качества образования.

Добавлено: 21 февраля 2014
Статья
Волкова И. В. Педагогика. 2019. № 2. С. 105-114.

В статье анализируются профессиональные предпочтения школьников предвоенного времени, их ожидания от буду- щей деятельности, влияние коммунисти- ческой идеи на их выбор. Осмысленная как источник инновационного рывка, эта идея стимулировала дифференциацию школьни- ками профессий по критерию их творческого потенциала и служения будущему.

Добавлено: 4 марта 2019
Статья
Боголепова С. В., Бакулев А. В. Педагогика. 2020. № 8. С. 80-91.

Доказательное проектирование традиционно используется для разработки оценочного инструментария. В статье предпринята попытка применения принципов доказательного проектирования к разработке курса английского языка для студентов–лингвистов. С этой целью были построены модели изучаемой области, модели студента и задания. Модель изучаемой области опирается на документы, регламентирующие обучение иностранному языку в вузе: ФГОС, разрабатываемые отдельными вузами самостоятельно ОС и CEFR. Модель студента, предложенная в статье, строилась в результате трехступенчатого опроса студентов до и по ходу реализации курса в Школе иностранных языков НИУ ВШЭ. Опора на данную модель позволяет не только сделать учебный курс соответствующим запросам и потребностям студентов, но и обеспечить вовлеченность и мотивированность обучающихся. Наконец, модель задания интегрирует как требования регламентирующих документов, так и потребности обучающихся. Подобное моделирование позволяет обеспечить содержательную и методическую реализацию курса и может использоваться при разработке курсов по иностранным языкам для вузов.

Добавлено: 16 октября 2020
Статья
Коновалов И. А. Педагогика. 2019. Т. 83. № 9. С. 107-116.

В статье рассматриваются различные подходы к практикам профилактики вовлеченности подростков и молодежи в криминальные группировки и делинквентные сообщества: анализируются как меры, принимаемые различными государствами, так практики, реализуемые локальными сообществами. Описаны как программы, направленные на профилактику вовлеченности в криминальную активность, так и программы интервенции в случае, когда подростки уже включены в противоправную деятельность. Внимание также уделяется вопросу профилактики вовлеченности в криминальные сообщества посредством сети интернет.

Добавлено: 30 октября 2019
Статья
Чернобай Е. В., Давлатова М. А. Педагогика. 2020. Т. 84. № 11. С. 100-108.

Статья посвящена выявлению изменений в профессиональной деятельности учителей. Авторы анализируют профессиональные роли учителей в условиях дистанционного обучения. В статье представлены результаты исследования изменений в профессиональных ролях учителей в условиях экстренного перехода к дистанционному обучению в  период коронавирусной пандемии.

Добавлено: 26 ноября 2020
Статья
Якушева И. В., Демченкова О. А. Педагогика. 2018. № 11. С. 55-61.

В статье рассматриваются принципы создания инновационной обучающей среды, отвечающей потребностям глобального рынка труда. Были изучены исследования ОЭСР, связанные с инновационной обучающей средой. Рассмотрена предложенная ОЭСР классификация принципов обучения и индикаторов, указывающих на соответствие требованиям такой среды. Проанализирована учебная среда Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) с использованием изученных принципов и индикаторов применения.

Добавлено: 10 декабря 2018
Статья
Лытаева М. А., Смирнова Н. В., Нужа И. В. Педагогика. 2018. № 11. С. 74-86.

Целью данного исследования является оценка уровня сформированности умений чтения на русском и английском у студентов на начальном этапе обучения в вузе в условиях билингвального образования. Разработан инструмент для выявления степени сформированности читательских умений  на трех уровнях читательской грамотности. Выявлено, что уровень читательской грамотности студентов на родном языке в целом выше, чем на английском языке, однако умения осмысления и оценки сообщения не сформированы у студентов.

Добавлено: 21 ноября 2018
Статья
Фрумин И. Д. Педагогика. 1993. № 2.
Добавлено: 10 сентября 2018
Статья
Чернобай Е. В. Педагогика. 2015. № 9. С. 32-39.

В статье определяется важность и значимость межпредметного подхода к обучению школьников, представлен современный взгляд на процесс организации практико-ориентированного обучения учащихся, приведены примеры такого обучения, реализующиеся в системе образования г. Москвы.

Добавлено: 19 октября 2016
Статья
Чернобай Е. В., Лащук С. А. Педагогика. 2020. Т. 84. № 6. С. 58-67.

В статье обсуждается проблема отсутствия в российской практике продуктивных способов разработки основных образовательных программ, отражающих реальный учебный процесс. В качестве альтернативы существующей практике предлагается рассмотреть инструмент, активно применяющийся в зарубежных образовательных системах, – curriculum mapping, картирование образовательной программы. Обзор возможностей этого инструмента, который приводится в статье, позволяет увидеть, как он может быть применен в российской действительности.

Авторы статьи показывают, что основная образовательная программа в том виде, в котором она существует в российских школах, зачастую дублирует Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) и не отражает особенности учебного процесса конкретной школы. Картирование программы, в свою очередь, позволяет зафиксировать существующий процесс и работать над его оптимизацией в соответствии со стандартами силами всего педагогического коллектива школы. В статье приводится описание основных принципов картирования, а также конкретные примеры карт. Кроме того, делается обзор исследований, показывающих эффективность этого инструмента для улучшения образовательных результатов учащихся.

Картирование программы сравнивается в статье с существующей в России практикой составления образовательной программы школы, и делается вывод о ряде преимуществ этого метода. Среди них – возможность фиксации фактического учебного процесса, вовлечение педагогического коллектива в разработку программы, наличие пространства для создания межпредметных связей, налаживание связей между реальной деятельностью учителей и стандартами.  Авторы подчеркивают актуальность этих преимуществ для современной российской образовательной системы.

Добавлено: 21 июля 2020
Статья
Змеёва Т.Е. Педагогика. 2016. № 8. С. 96-103.

В статье рассматриваются теоретические основы комплексного подхода к обучению иностранному языку, вопросы, связанные с обучением иностранному языку для профессионального общения в неязыковом вузе, обосновывается необходимость создания соответствующего учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов, предлагается авторская концепция структуры и содержания учебных материалов, направленных на формирование и развитие профессионально ориентированных навыков и умений во всех видах речевой деятельности на французском языке.

Добавлено: 14 декабря 2016
Статья
Чернобай Е. В., Кузнецов А. А. Педагогика. 2015. № 2. С. 19-26.

В статье рассматриваются концептуальные основы построения современного учебного занятия в русле идеологии Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Добавлено: 19 октября 2016
Статья
Коноплина Н. В., Засыпкин В. П., Бозиев Р. С. и др. Педагогика. 2019. № 12. С. 58-94.

Круглый стол на тему «Роль педагогических вузов в реализации Национального проекта “Образование”», прошедший в Сургутском государственном педагогическом университете (СурГПУ) в июне 2019 г., стал площадкой для обсуждения ключевых для системы образования вопросов - развития субъектов образовательного процесса и их взаимодействия в условиях значительных социокультурных перемен, связанных в том числе с активной цифровизацией образования. Деятельность педагогических вузов и их роль в развитии и обеспечении преемственности разных ступеней системы образования были рассмотрены с двух сторон - с точки зрения подготовки будущих учителей, которым предстоит работать в совершенно новых педагогических условиях, и в отношении развития профессиональных компетенций действующих учителей. В качестве направлений развития высшего педагогического образования было предложено на основе деятельностного подхода и диалоговой стратегии проектирования образования прогнозировать и конкретизировать изменения требований к учителям в связи с реализацией модели «цифровой школы», совершенствовать психолого-педагогическую и культурологическую подготовку педагогов с учетом потребностей современной «сетевой личности», использовать в обучении студентов педагогических вузов модель контекстного образования и образцы лучших практик и передового опыта (обучение по программам двойного бакалавриата, реализация программ высшего образования на базе дошкольных учреждений, приглашение лучших школьных учителей в вуз в качестве лекторов, развитие педагогических и дидактических инструментов для решения проблемы академической неуспешности)...

Добавлено: 7 декабря 2020
Статья
Чиронова И. И. Педагогика. 2020. Т. 84. № 4. С. 98-106.

В статье рассматривается современное образование с позиции лингвистической науки, а именно - с помощью исследования наиболее распространенных концептуальных метафор, которые используются для описания концептов "Образование" и "Знания" в российском образовательном дискурсе. Сопоставительный анализ метафор, функционирующих в текстах об образовании на русском и английском языках, помогает определить национальные особенности восприятия образования в различных культурах.

Добавлено: 9 декабря 2020
Статья
Корнейчук Б. В. Педагогика. 2019. Т. 83. № 11. С. 45-51.

Изложена авторская концепция обучения в системе непрерывного образования. Рассмотрены современные предпосылки применения дидактических игр в средних и высших учебных заведениях. Исследованы функции, атрибуты и учебные результаты дидактических игр. На конкретных примерах показаны алгоритмы проведения игр и  способы их разработки. Исследованы перспективы развития игрового обучения.

Добавлено: 16 декабря 2019
Статья
Кучмаева О. В., Марыганова Е., Петрякова О. Л. Педагогика. 2008. № 3. С. 53-59.
Добавлено: 13 марта 2010