• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Неоплатонические представления об эмбриогенезе и их рецепция в эпоху Возрождения

Платоновские исследования. 2020. Т. 12. № 1. С. 214-235.

В последние десятилетия произошла качественная переоценка интереса философов-неоплатоников к натурфилософии, в частности к теоретической медицине. В дополнение к широко известным эмбриологическим теориям Гиппократова корпуса, Галена и Аристотеля, были сформулированы принципы неоплатонической эмбриологической теории. В ее основе лежит ряд метафизических принципов, описывающих триаду пребывание-исхождение-возвращение. Имея в виду бинарность родительских ролей, данная теория придает сравнительно большее значение «матери» как актуализирующему началу для пассивной природы, отождествляемой с телеологическим порядком порождения частей тела потомства. Последний является вкладом «отца» в эмбриогенез живых существ и передается вместе с его семенем. Неоплатоническая эмбриологическая теория стремится показать общность метафизических принципов для порождения существ на разных уровнях мироздания: от абиогенеза (порождение насекомых, червей, и других «низших» существ буквально из грязи) до разумных существ. В то же время последние исследования медицинского гуманизма Нового времени показали его влияние на дисциплинарное поле наук о природе и человеке. Одним из парадигмальных произведений этой традиции является эмбриологический трактат Николò Леоничено «О формирующей силе». Первостепенной задачей для него была критика арабского медицинского и натурфилософского дискурса, а также ориентированных на него латинских авторов. Название трактата отсылает к центральному понятию эмбриологической теории Галена, однако Леоничено существенно расширяет контекст обсуждения и круг релевантных для эмбриологии текстов. Представляя новый уровень работы с греческими первоисточниками, он обильно цитирует философов-неоплатоников, транслируя тем самым неоплатоническую эмбриологическую теорию.