• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Современные исследования инсайта: что мы узнали об инсайте после гештальтпсихологов

Вопросы психологии. 2019. № 4. С. 146-154.
Логинов Н. И., Спиридонов В. Ф.

Цель настоящей статьи – проанализировать современные подходы к пониманию инсайта
и выделить те теоретические и экспериментальные новации, которые отличают совре-
менное положение дел от классического. Первые теоретические постгештальтистские но-
вации связаны с работами С. Олссона и переопределением понятия инсайта не столько
как момента возникновения решения в сознании, сколько как момента преодоления ту-
пика в решении. Подобное уточнение понятия инсайта позволило С. Олссону сформули-
ровать принципиально новые исследовательские вопросы для этой области, которыми не
интересовались гештальтпсихологи. Каждый из этих вопросов привел к появлению новых
объяснительных моделей в психологии мышления: от моделей источников сложности за-
дачи до моделей механизмов переструктурирования. Помимо теоретического прогресса
в исследованиях инсайта, со времен гештальтпсихологов появилось и большое количе-
ство новаций в области методов экспериментального изучения этого феномена. С одной
стороны, эти новации вызваны необходимостью более теоретически обоснованного вы-
бора стимульного материала (инсайтных задач) для исследования, а с другой – с отходом
от представлений о том, что инсайтные задачи всегда решаются инсайтно, и последующей
необходимостью развивать методы измерения инсайтных решений. Также можно указать
еще две линии исследований, которые были вдохновлены преимущественно развитием
методов. Первая из них связана с экспериментальными ситуациями, в рамках которых ис-
следователи не просто подбирают особые задачи, а дополнительно формируют у испыту-
емых установку, мешающую решению. Вторая линия исследований, связанная с методом
подсказки, породила колоссальное количество разрозненных экспериментальных фак-
тов по поводу того, что помогает и что мешает решать инсайтные задачи.