• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 185 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 2011. № 1. С. 165-169.
Добавлено: 14 января 2011
Статья
Колпачников В. В., Орлов А. Б. Вопросы психологии. 2014. № 1. С. 170-172.
В статье представлен отчет о II Всероссийской научно-практической конференции Общества человекоцентрированного подхода (с международным участием) «ЧЕЛОВЕКО-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА И НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ», приуроченная к 111-летию Карла Роджерса (1902-1987) и проходившей 26-28 сентября 2013 года на базе факультета психологии НИУ ВШЭ (Москва, Волгоградский проспект 46Б).
Добавлено: 31 марта 2014
Статья
Александров Ю.И., Сварник О., Знаменская И. и др. Вопросы психологии. 2017. № 3. С. 80-91.

Несмотря на долгую историю использования представления о регрессии, ее проявле- ния, механизмы остаются малоизученными, специальные экспериментальные иссле- дования единичны, а мнения о ее значении – весьма противоречивы. Цель настоящего экспериментально-теоретического исследования состояла в том, чтобы выявить, какие закономерности динамики субъективного опыта и его мозгового обеспечения лежат в основе феноменов, описываемых как регрессия и выявляемых при, казалось бы, весьма разнородных состояниях и воздействиях (таких как стресс, разнообразные заболевания, сильные эмоции, введение алкоголя). В статье рассматривается понятие регрессии, в том числе с позиций системно-эволюционного подхода, а также приводятся ее возможные мозговые и нейрогенетические механизмы. Нами экспериментально показано, что при остром введении алкоголя происходит регрессия, в основе которой лежит обратимая дедифференциация: относительное увеличение представленности в актуализированном опыте низкодифференцированных систем. В экспериментальных ситуациях научения у животных наблюдалось снижение активации нейронов систем первого – питьевого – на- выка при формировании второго – пищевого – навыка. Для выявления у человека влия- ния алкоголя на общий паттерн моральных суждений была проанализирована динамика индекса моральной допустимости гибели одного для спасения многих. Сложность ор- ганизации поведения под действием алкоголя достоверно понижается; при этом обна- руживается уменьшение межиндивидуальных различий просоциального поведения лю- дей. Полученные данные демонстрируют, что под воздействием алкоголя люди начинают оценивать социально значимые действия более сходно. На наш взгляд, эти результаты соответствуют представлениям о действии алкоголя как «дедифференциатора», вызы- вающего регрессию. Общность обнаруженных эффектов может быть связана с общим механизмом – обратимой дедифференциацией, которая обусловливает подавление акту- ализации ряда систем (следовательно, активности многих нейронов), причем наиболее дифференцированных, «сложных» систем. Возможно, данное уменьшение сложности свя- зано с ускоренным обучением, а также с тем, что организация поведения людей становит- ся более сходной в указанных ситуациях.

Добавлено: 30 января 2018
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 2003. № 2. С. 70-85.
Добавлено: 28 января 2010
Статья
Зирко А. В., Орлов А. Б. Вопросы психологии. 2017. № 3. С. 61-70.

Рассматривается процесс становления вокалотерапии как составной части музыкотерапии. Приводится исторический обзор развития вокальных практик в различных психотерапевтических контекстах (человекоцентрированная экспрессивная психотерапия, вокально-двигательная психотерапия, сочинение терапевтических песен). Анализируются также две концепции пения: импрессивное, имеющее своей главной целью произведение на слушателей определенных впечатлений, «пение на публику», основанное на музыкальном образовании и вокальном исполнительском мастерстве, и экспрессивное, направленное на выражение человеком себя, своих переживаний и состояний «пение в компании». Терапевтические вокализации представляют собой средства самовыражения и самоисследования. В центре внимания авторов – человекоцентрированные варианты психотерапевтической практики (свободное ассоциативное пение, вокальные импровизации, аутентичное пение). Данные практики позволяют освобождать аутентичные вокализации клиента или его аутентичный голос (голос его внутреннего Я). Согласно человекоцентрированному подходу, личностные установки психотерапевта - конгруэнтность, безусловное позитивное принятие и эмпатическое понимание как необходимые и достаточные условия позитивных личностных изменений клиента реализуются не только в клиентоцентрированной психотерапии, но и в любой другой ситуации общения, целью которой является развитие человека. С точки зрения авторов эти условия создаются и в практике аутентичных вокализаций. Аутентичные вокализации клиента рассматриваются как озвучивания его конгруэнтных (неискаженных) переживаний. Используя трехчастную модель конгруэнтности переживания, авторы классифицируют возможные проявления субъективного опыта клиента, выявляют конгруэнтное переживание и шесть типов неконгруэнтных переживаний. Конгруэнтное переживание определяется как выраженное вовне, неискаженное переживание. Согласно предположению авторов конгруэнтные переживания представлены в практике аутентичных вокализаций. Если неаутентичные вокализации клиента являются озвучиваниями его неконгруэнтных переживаний, голосом его личности или внешнего Я, то аутентичные вокализации можно рассматривать как озвучивания его конгруэнтных (неискаженных) переживаний, как голос его сущности или внутреннего Я. Психологическое изучение аутентичных вокализаций является важным направлением эмпирических исследований предельных оснований человечности.

Добавлено: 19 июля 2017
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 1983. № 1. С. 153-153.
Добавлено: 21 ноября 2013
Статья
Гулевич О. А., Бебеничева Н. Вопросы психологии. 2013. № 2. С. 133-142.

Рассматривается взаимосвязь справедливости межгруппового взаимодействия, отношения к аутгруппе и веры в опасный мир. Выдвинуто предположение о том, что чем больше человек верит в опасный мир, тем выше он оценивает аутгруппу по параметру компетентности и тем ниже - по параметру теплоты. Однако эта связь опосредствуется оценкой справедливости межгруппового взаимодействия. 50 футбольных болельщиков и 50 вожатых в детском лагере вспоминали произошедший во время футбольного матча или лагерной смены конфликт, в котором принимали участие представители ингруппы (болельщики той же команды/вожатые), члены аутгруппы (болельщики другого футбольного клуба/родители) и арбитр (судья/адмиинистрация лагеря) ; оценивали процедурную справедливость действий арбитра и представителей аутгруппы. Результаты частично подтвердили гипотезы, но продемонстрировали групповую специфику в понимании справедливости

Добавлено: 6 августа 2013
Статья
Зинченко В. П. Вопросы психологии. 2013. № 3. С. 3-22.

В статье рассматривается значение философского наследия М.М. Бахтина для изучения психологии сознания. Автор обосновывает правомочность характризовать М.М. Бахтина как психолога или метапсихолога, труды которого важны для решения методологических проблем психологии (онтология сознания и психики).  Рассмотрены также представления М.М. Бахтина о диалогизме поступающего сознания, его смысловом строении, полифония сознания и мышление о нем. Проведены некоторые параллели между воззрениями М.М. Бахтина, Г.Г. Шпета и Л.С. Выготского.

Добавлено: 12 мая 2013
Статья
Гулевич О. А. Вопросы психологии. 2009. № 1. С. 58-67.

В статье рассматривается влияние справедливости поведения человека на атрибуцию черт и каузальную атрибуцию.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Емелин В. А., Рассказова Е. И., Тхостов А. Ш. Вопросы психологии. 2014. № 4. С. 49-59.

Анализируются особенности совладающего поведения, связанные с использованием Интернета и мобильной связи. Выявлено, каким образом психологические последствия использования технологий опосредствуют связь копинг-стратегий с удовлетворенностью жизнью и выраженностью психопатологической симптоматики в норме. Предлагаются четыре пути трансформации копинг-стратегий в информационном обществе: 1) измене- ние пути их воздействия на субъективное благополучие, 2) изменение способа их реа- лизации, 3) изменение социальных ожиданий от совладающего поведения и 4) усиление психологических последствий использования технологий по мере использования ко- пинг-стратегий в Интернете и при пользовании мобильной связью. В исследовании была подтверждена гипотеза о медиации в отношении ряда копинг-стратегий. Обсуждаются направления дальнейших исследований и практическая значимость результатов.

Добавлено: 22 октября 2014
Статья
Гулевич О. А. Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 66-75.

Изучалось влияние соблюдения/нарушения норм справедливости на атрибутивные процессы и оценку партнеров по общению. Было создано два варианта анкеты. Показано, что, во-первых, существующие модели атрибуции ответственности лучше описывают оценку деятеля (по сравнению с жертвой), совершившего несправедливый поступок (по сравнению со справедливым), связанный с деловыми (по сравнению с межличностными) отношениями. Во-вторых, справедливость поступка оказывает влияние на оценку партнеров по общению. В-третьих, информационная и особенно процедурная справедливость оказывают большее влияние на оценку происходящего, чем межличностная и дистрибутивная; при этом оценка жертвы больше зависит от их соблюдения, чем оценка деятеля.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Гулевич О. А., Прихидько А. И. Вопросы психологии. 2010. № 1. С. 34-43.

В статье рассматривается влияние оценки справедливости выборов президента на эмоции по отношению к политическим оппонентам.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 35-45.

Основная цель исследования состояла в выявлении средовых источников разных типов внутренней и внешней мотивации, а также их роли в психологическом благополучии студентов вузов. В исследовании приняли участие 617 студентов I–III курсов. Показано, что внутренняя познавательная мотивация является не только важным условием акаде-мических достижений студентов, но и фактором их психологического благополучия. Результаты проведенного исследования подтверждают и расширяют результаты наших предыдущих исследований, основанных на теории самодетерминации, и свидетельствуют о практической целесообразности удовлетворения базовых психологических потребно-стей в автономии, компетентности и связанности с другими людьми в учебном процессе как условий развития внутренней мотивации и поддержания психологического благополучия студентов.

Добавлено: 11 марта 2013
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 129-130.
Добавлено: 21 ноября 2013
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 2007. № 1. С. 177-179.
Добавлено: 21 декабря 2010
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 2005. № 2. С. 34-37.
Добавлено: 10 февраля 2010
Статья
Радина Н. К. Вопросы психологии. 2011. № 5. С. 147-150.

В статье дается краткое описание итогов исследований российских социологов и социальных антропологов последних лет в области изучения города, на этой основе обозначаются возможные векторы развития социальной психологии в изучении городского образа жизни.

Добавлено: 9 октября 2012
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 87-90.
Добавлено: 9 февраля 2010
Статья
Пляскина А. С. Вопросы психологии. 2018. № 6. С. 146-157.

Представлен методический подход к изучению решения людьми моральных дилемм в си- туациях вынужденного (драматического, трагического) выбора меньшего зла при спасе- нии жизни людей, исходящий из следующих представлений: 1) ключевую роль в ситуациях моральных дилемм играет взаимодействие мышления и эмоций личности; 2) необходи- мо предоставить человеку возможность раскрыть часть сложности своего внутреннего мира: мышления, в том числе творческого, ценностей и эмоционального отношения к происходящему, путем осуществления выбора из заданных альтернатив, его обоснова- ния и/ или предложения собственных решений. Описаны две методики: модификация задачи «Азиатская болезнь» Д. Канемана и А. Тверски и авторская методика «Мост». В них участникам исследования предоставляется возможность проявить более широкую соб- ственную личностную и творческую активность, чем та, которая задается требованием выбора только между уже заданными кем-то опциями: предложить собственные реше- ния, выразить отношение к содержанию моральной дилеммы и к себе – решателю. Та- ким образом, обсуждаемые методики переводятся из парадигмы «принятие решения» (decision making) в парадигму «решение проблем» (problem solving), позволяя в некото- рых случаях участникам не только решать, но и формулировать проблему той или иной обобщенности. Проведены исследования с применением данных методик: большинство участников давало ответы, апеллирующие к мировоззренческому, ценностно-смыслово- му, эмоциональному измерению ситуации, предлагаемого выбора и показывающие рас- смотрение и осмысление сложной проблемной ситуации в ее различных вариантах. При этом у некоторых участников исследований развертывалась инициативная саморефлек- сия по поводу своих мировоззренческих принципов, личностных черт, интеллектуальных особенностей, мыслей, эмоций, никак не побуждаемая со стороны другого человека (ис- следователя), и, вероятно, выполняющая функции внутренней поддержки принимаемых решений и экспликации оснований этих решений для других людей.

Добавлено: 20 июня 2019
Статья
Боуэн М. Вопросы психологии. 1992. № 3-4. С. 24-33.
Добавлено: 9 февраля 2010