• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Образовательная миграция как приоритетное направление развития миграционного законодательства РФ

В Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019 – 2025 годы отмечено среди основных направлений политики повышение доступности образовательных услуг для иностранных граждан. Данная государственная цель обоснована, с одной стороны, неблагоприятной демографической ситуацией в РФ, а с другой, необходимостью увеличения темпов социально-экономического развития и конкуренции за интеллектуальные ресурсы на международном рынке. Однако содержание законодательства не дает четкого понимания стратегии достижения поставленной цели. Причинами этого, вероятно, являются неточность используемых в нормативных правовых актах понятий по отношению к явлениям в сфере перемещения иностранных граждан в РФ с образовательной целью и как следствие отсутствие системного взгляда законодателя на дифференциацию правового регулирования различных видов образовательной иммиграции.

Целью исследования является анализ доктринальных и правовых основ перемещения иностранных граждан в РФ с образовательной целью с учетом определенных в актах стратегического планирования государственных приоритетов.

Методы: В процессе исследования использовались общенаучные методы познания. Были также применены системный, логический методы.

Вывод: Потребность в привлечении в РФ образовательных иммигрантов отражена в российском миграционном законодательстве. При этом понятие «образовательная миграция» и производные от него не используются в основных актах, описание желаемых явлений и их качеств в сфере фактически образовательной иммиграции происходит без использования специальных понятий. По итогам исследования этот момент можно признать недостатком действующего законодательства. Следует признать полезность введения в оборот понятия «образовательная иммиграция» и взаимосвязанных с ним. Анализ законодательства позволил сделать вывод о фактическом выделении законодателем нескольких видов образовательной иммиграции с учетом преференциальности статуса иммигранта, срока и цели перемещения: учебной иммиграции, иммиграции с целью получить дополнительное профессиональное образование, международного академического обмена и стажировок, международной академической мобильности.