• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Дискурсивная эмблема как теоретическая проблема барочной литературы (на материале романа А. д'Обинье "Приключения барона де Фенеста")

Новый филологический вестник. 2020. Т. 1. № 52. С. 37-50.

Данная статья предлагает для введения в научный оборот термин «дискурсивная эмблема» как особым образом организованного способа презентации общих мест, доктринальных или философских принципов, способного организовывать тексты разных жанров. В статье даётся исторический обзор научных подходов к постулированию и решению проблемы эмблемы, явленной в художественном тексте, и на его основе вырабатывается дискурсивное представление об эмблеме, позволяющее удобно вписывать её не как «триаду» из заголовка–изображения–подписи, а как невизуализированный конструкт символического характера. В статье далее анализируются основания проникновения эмблематики в литературу и указывается ряд теоретических источников и замечаний о кончеттистком характере эмблемы и о доминантной роли метафоры в барочной поэтике и эстетике и постулируется, что эмблематика стала участвовать в формировании особого поэтического стиля. В качестве примера барочного произведения эмблематического характера в статье далее приводится анализ произведения «Приключения барона де Фенеста» Агриппы д’Обинье. Показывается, каким образом два главных героя произведения – Эне и Фенест – прообразуют два аспекта эмблемы: словесный и визуальный. Доказывается, что их говорящие имена, их речи и происходящие с ними ситуации раскрывают диалогичность слова и образа не только в эмблематическом, но и в религиозном дискурсе эпохи, а именно в противопоставлении католического воззрения на визуальность – протестантскому. В заключении указываются 3 ведущих компонента текста: живописная (Фенест), дискурсная (Эне) и сам процесс эмблематического чтения, раскрывающий настоящие взаимоотношения героев с реальностью.