• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Труд молодых преподавателей в условиях дифференциации в российском высшем образовании: практики сотрудничества

Кармаева Н. Н., Кармаев Н. А.

В России реализуется политика, направленная на укрепление позиции

страны в академических рейтингах. Это политика приводит к дифференциации в выс-

шем образовании. Появляются вузы, в большей степени ориентированные на акаде-

мические исследования, так называемые «лидеры», и на преподавательскую функцию,

так называемые «массовые университеты». В статье показано, как дифференциация в

сфере высшего образования на макроуровне транслируется на микроуровень. Анализи-

руются профессиональные ориентиры и практики сотрудничества молодых преподава-

телей социальных дисциплин, которые работают в этих типах вузов, с использованием

методологии качественных интервью. Обращается внимание на то, как воспроизводят-

ся структурные позиции молодых преподавателей в профессиональной иерархии на

уровне кафедр и вузов, и по отношению к исследовательской деятельности в целом.

Молодые преподаватели по-разному локализованы в академической среде, различия

между ними определяются не только имеющимися ресурсами, в том числе для иссле-

довательской деятельности или других видов профессиональной активности, но и их

профессиональными ориентирами. Мотивированные на профессиональную самореали-

зацию преподаватели сотрудничают в академическом (преподавание и исследователь-

ская деятельность) или неакадемическом (консультирование, проведение тренингов,

различные подработки) контекстах. Практики сотрудничества преподавателей могут

быть горизонтальными или вертикальными и реализовываться на различных уровнях.

Однако в условиях изначально неравных возможностей вузов и преподавателей, через

стратегии сотрудничества может воспроизводиться неравенство между преподавате-

лями. Именно преподаватели из региональных вузов склонны взаимодействовать вне

академической среды, что делает их позиции в отношении наиболее востребованной

сегодня исследовательской продуктивности более уязвимыми.