• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Вклад характеристик участников МООК в формирование уровня удовлетворенности курсом

С каждым годом все больше образовательных организаций создают собственные массовые открытые онлайн-курсы (МООК). Интерес пользователей интернета к материалам ведущих учебных заведений, доступным широкой аудитории, также растет. Для того чтобы слушатели могли ориентироваться среди разнообразия курсов, стали появляться различные рейтинги МООК, в основе которых лежит оценка удовлетворенности обучением. Однако уровень удовлетворенности может быть связан не только с содержанием самого курса, но и с индивидуальными характеристиками слушателей. Поэтому возникает вопрос о возможности использования рейтинга для сравнения курсов между собой, поскольку их оценивают разные группы участников. Особенно эта проблема актуальна для среды МООК, где совокупность слушателей представляет собой гетерогенную группу. В исследовании использованы данные опросов участников 13 МООК НИУ ВШЭ на Национальной платформе “Открытое образование”, проведенных до старта курсов и после их окончания, для определения вклада характеристик участников курсов в формирование уровня удовлетворенности. На основе регрессионного анализа было показано, что ряд индивидуальных характеристик участников МООК значимо связан с уровнем удовлетворенности контентом курса при контролировании его параметров. Значимыми предикторами стали внешний мотив прохождения курса для знакомства с его форматом, а также уровень знаний до прохождения курса и после его освоения. Участники с высоким изначальным уровнем знаний оценивают курс ниже по сравнению со слушателями, владеющими невысоким уровнем знаний по тематике курса. Таким образом, использование рейтингов для сравнения МООК между собой не совсем корректно, поскольку курсы оценивают разные группы участников. В этом случае возможным вариантом является создание нескольких рейтингов, которые будут отражать по-отдельности оценку, поставленную «продвинутыми» слушателями и «новичками».