• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 208 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Крутских П. Ю. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № № 1. С. 292-310.

Современные городские спортивные молодежные культуры отличаются сложной и комплексной природой. Это ставит вопрос о том, через какой новый аналитический подход можно рассмотреть их многогранность. На примере скейтборд-сцены Санкт-Петербурга в статье показаны преимущества использования концепции постспорта для понимания того, как переопределяется функционал городских пространств, какие ключевые тренды существуют внутри сцены, как они влияют на смыслы, приписываемые этим местам участниками сцены, и как эти смыслы прочитываются. В исследовании также применен солидарный подход для описания особого типа коммуникаций, осуществляемых между участниками сцены посредством разделяемых идей и ценностно-идейных противоречий. Ключевая идея исследования — использование солидарного подхода для понимания природы городских постспортивных культур на примере скейтборд-сцены Санкт-Петербурга. Учитывая недостаток отечественных работ по этой теме, исследование также направлено на включение российского исследования скейтбординга в западный академический контекст.

Добавлено: 3 октября 2019
Статья
Rotmistrov A., Popova P. Monitoring Obshchestvennogo Mneniya: Ekonomichekie i Sotsial'nye Peremeny. 2016. Vol. 6. No. 136. P. 1-13.

В статье рассмотрен ряд аспектов российского националисти­ ческого движения в  контексте укра­ инского Майдана осени 2013— зимы 2014 гг., которые редко затрагиваются в научной литературе, несмотря на от­ носительно большое количество работ, посвященных украинскому кризису. Показано, что украинские события на­ шли отражение в дискурсе самоопре­ деления организаций, принадлежащих к российскому националистическому движению. Реакция на  украинские события варьируется от  поддержки Майдана и критики российской поли­ тики в отношении Украины до критики Майдана и  поддержки российской политики. Проведенный анализ сфо­ кусирован на  выявлении ключевых идеологем российских националисти­ ческих организаций и  на  прослежи­ вании связей между ними и реакцией на  украинские события. При сборе эмпирических данных использовалась стратегия смешивания методов. Мы скомбинировали гибкие качествен­ ные методы интервью и анализа текста с их формализованными аналогами. Сырые данные были закодированы в матрице данных. Лог-линейный ана­ лиз показал, что только четыре идео­ логемы статистически значимы в каче­ стве предикторов: отношение к СССР, тип национализма, приверженность расизму и представления о террито­ риальных границах «русского мира»

Добавлено: 15 февраля 2017
Статья
Omelchenko E. L. Monitoring Obshchestvennogo Mneniya: Ekonomichekie i Sotsial'nye Peremeny. 2019. No. 1. P. 3-27.

Статья посвящена опыту исследований молодежных культурных практик и групповых идентичностей в России в постсоветское время. Обращение к 25-летнему периоду развития и трансформаций молодежного культурного пространства объясняется  не только научным интересом и попыткой осознать перемены, произошедшие в этот исторический промежуток, но и желанием проследить динамику теоретических идей и исследовательских решений НИЦ «Регион» (основан в 1995 г.) Ульяновского госуниверситета и центра молодежных исследований НИУ ВШЭ (основан в 2009 г.). Задача поместить в рамки одной статьи все полученные результаты — идея амбициозная и вряд ли полностью выполнимая. Поэтому внимание будет сконцентрировано на ключевых направлениях трансформации молодежных культурных практик, на определяющих сюжетах прямого или опосредованного влияния как глобальных трендов, так и локальных дискурсов. Важно разобраться: шли эти изменения вслед за глобальными трендами (Европа, Северная Америка, Австралия), широко задокументированными в ключевых работах исследователей молодежных культур и практик, или российский случай является исключением, выпадающим из «классической» картины? Основанием для анализа стали данные ключевых проектов наших центров, а также новые теоретические и методологические подходы к анализу меняющейся молодежной социальности в процессе трансформации политических режимов и социально-культурной атмосферы российского общества.

Добавлено: 7 марта 2019
Статья
Nartova N., Krupets Y. Monitoring Obshchestvennogo Mneniya: Ekonomichekie i Sotsial'nye Peremeny. 2019. No. 1. P. 342-361.
Добавлено: 12 марта 2019
Статья
Oberemko O. A. Monitoring Obshchestvennogo Mneniya: Ekonomichekie i Sotsial'nye Peremeny. 2016. No. 5. P. 16-30.

Упростить процедуру и повысить надежность кодирования ответов на открытые вопросы без потери содержания — одна из задач массовых опросов, в которых стремятся уловить динамику мнений. В статье на материале одного из омнибусов ВЦИОМа предложена процедура анализа данных, позволяющая (1) эксплицировать синтактико-семантическую структуру ответа, ожидаемого проектировщиком вопроса, (2) реконструировать репертуар вопросов, которым соответствуют зафиксированные ответы респондентов, (3) диагностировать коммуникативную адекватность спроектированного вопроса, (4) уточнять инструкции интервьюерам, что из ответа обязательно записывать, и кодировщикам, как кодировать, и (5) в терминах несложной (школьной) грамматики разрабатывать коды для систематического предварительного кодирования ответов на открытые вопросы. Показано, что качественная (логико-семантическая) перспектива на коммуникацию в массовом опросе может быть полезна для выявления различий между языком (языками) респондентов и языком исследователя.

Добавлено: 5 января 2017
Статья
Урнов М. Ю. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 1994. № 5. С. 20-22.

В статье описывается вариант шкалы, пригодной для оценки тенденций к авторитарности идеологии. Она построена на основе системы альтернативных суждений,отражающих солидарность респондентов по следующим позициям: коллективизм/индивидуализм; враждебность/доброжелательность окружающего мира, равенство отношений с окружающим миром; приятие/неприятие существования абсолютной власти; отрицание/принятие универсальности моральных норм. Представленные показатели авторитаризма рассчитанны для различных социальных группи и основаны на материалах двух массовых репрезентативных опросов ВЦИОМ («Культура», июнь 1992 года, а также мониторинга в мае 1994 г.). Уровень авторитаризма достаточно сильно зависит от таких факторов, как возраст, уровень образования, статус респондентов, форм собственности организаций, где они работают, а также от степени адаптированности к настоящей общественно-политической ситуации и идеологических установок. Сравнение двух исследований показало, что в настоящее время население России сильнее привлекает авторитариаризм, чем либеральные ценности. В среднем по выборке, соотношение "авторитарный" и "не авторитарный" получился 3:2.

Добавлено: 8 декабря 2012
Статья
Векслер А. Ф. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 4. С. 196-220.

Представлено исследование малоизученных страниц истории российско-американских коммуникаций советского периода (конец 1920-х— начало 1930-х гг.). В центре внимания исследователя— коммуникативная деятельность выдающегося американского специалиста в сфере PR, признанного «исторического отца» связей с общественностью Айви Ли, связанная с изменением общественного мнения американцев в отношении СССР в целях официального при- знания США советского государства и развития политических и экономических отношений двух стран. Одной из интересных особенностей работы Айви Ли была технология «включенного наблюдения», которую он применял в  своих многочисленных международных проектах. На короткое время консультант становился участником событий, вникая в  чужую культуру, иную социальную ситуацию, выявляя реальные механизмы, управляющие процессами. Особая роль этого профессионала заключалась в  том, что он не  оставался просто наблюдателем, а всегда был реальным посредником между различными социальными мирами, способствующим их коммуникации.

Актуальность исследования заключается в  особенностях исследовательского «ракурса»: межкультурная коммуникация двух стран рассматривается не как внутренний процесс, что пока более свойственно отечественной историографии, а как встречная деятельность западных сторонников общественных изменений. Новизна исследования связана с тем, что оно вводит в исторический оборот никогда не публиковавшиеся документы, по- священные советско-американским отношениям, и книгу Айви Ли, посвященную России и не переводившуюся на  русский язык. Исследование акцентируется на  значении коммуникативного аспекта социокультурных и  политических процессов, актуальность которых в современном обществе приобретает большое значение в контексте глобализации.

Добавлено: 16 сентября 2016
Статья
Рождественская Е. Ю. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. Т. 151. № 3. С. 27-47.

В статье ставится цель проанализировать потенциал концепции баланса жизни и труда и возможности ее применения к изучению академическо-университетской карьеры. Корни этой концепции связаны с гендерными исследованиями и гендерной идеологией, потребностями женщин в ряде конкретных институциональных действий по устранению барьеров на рынке труда, в символическом и экономическом признании работы по дому и уходу. Формула свидетельствует о переносе центра тяжести в конструировании жизненного пути на индивидуальный выбор в варианте синхронии или диахронии событий, о смещении внешнего контроля над жизненным проектом на самоопределение. Составными элементами этого концепта являются: широкий диапазон семейных форм, возросшая субъективизация, поиск совместимости различных значимых сфер жизни при гибких режимах труда, способ временной координации запросов различных сфер жизни, которые нуждаются в упорядочении через бюджет времени; запрос на качество жизни в его субъективном и объективном измерении. В то же время концепт баланса предполагает и обратное: нестабильность и дисбалансы, рассматриваемые в статье на примерах сложившихся паттернов академической карьеры в Европе и России. Условия труда, при которых работает научный средний класс, все еще нестабильны, если не прекарны, и в то же время не сильно дружественны семье. Баланс жизни и труда конфронтирует с факторами тайминга и контрактной незащищенности. Риск в ожидании карьерного роста потерять возможность сформировать партнерство и семью многие женщины в университетах расценивают как существенно высокий, реагируя перерывами в карьере с полпути и не пробивая «стеклянный потолок» профессуры, либо отодвигая/отказываясь от фертильных планов. Сам термин «баланс» отсылает к нормативной идее его необходимости, дискурсивно озвучивая режимы гармонизации сферы жизни и труда. В этом смысле формула баланса жизни и работы потенциально охватывает и уровень институциональной поддержки, и уровень индивидуальных стратегий. Консервация дисбалансов жизни и труда в академической сфере связана с тем, что структурные препятствия и обусловленные институциональным контекстом трудности в достижении баланса жизни и труда пересматриваются исследовательницами и преподавательницами в проблемные ситуации, которые необходимо решать индивидуально. Эта индивидуальная стратегия преодоления структурных проблемных ситуаций, хотя и непреднамеренно, в значительной степени стабилизирует статус-кво.В статье ставится цель проанализировать потенциал концепции баланса жизни и труда и возможности ее применения к изучению академическо-университетской карьеры. Корни этой концепции связаны с гендерными исследованиями и гендерной идеологией, потребностями женщин в ряде конкретных институциональных действий по устранению барьеров на рынке труда, в символическом и экономическом признании работы по дому и уходу. Формула свидетельствует о переносе центра тяжести в конструировании жизненного пути на индивидуальный выбор в варианте синхронии или диахронии событий, о смещении внешнего контроля над жизненным проектом на самоопределение. Составными элементами этого концепта являются: широкий диапазон семейных форм, возросшая субъективизация, поиск совместимости различных значимых сфер жизни при гибких режимах труда, способ временной координации запросов различных сфер жизни, которые нуждаются в упорядочении через бюджет времени; запрос на качество жизни в его субъективном и объективном измерении. В то же время концепт баланса предполагает и обратное: нестабильность и дисбалансы, рассматриваемые в статье на примерах сложившихся паттернов академической карьеры в Европе и России. Условия труда, при которых работает научный средний класс, все еще нестабильны, если не прекарны, и в то же время не сильно дружественны семье. Баланс жизни и труда конфронтирует с факторами тайминга и контрактной незащищенности. Риск в ожидании карьерного роста потерять возможность сформировать партнерство и семью многие женщины в университетах расценивают как существенно высокий, реагируя перерывами в карьере с полпути и не пробивая «стеклянный потолок» профессуры, либо отодвигая/отказываясь от фертильных планов. Сам термин «баланс» отсылает к нормативной идее его необходимости, дискурсивно озвучивая режимы гармонизации сферы жизни и труда. В этом смысле формула баланса жизни и работы потенциально охватывает и уровень институциональной поддержки, и уровень индивидуальных стратегий. Консервация дисбалансов жизни и труда в академической сфере связана с тем, что структурные препятствия и обусловленные институциональным контекстом трудности в достижении баланса жизни и труда пересматриваются исследовательницами и преподавательницами в проблемные ситуации, которые необходимо решать индивидуально. Эта индивидуальная стратегия преодоления структурных проблемных ситуаций, хотя и непреднамеренно, в значительной степени стабилизирует статус-кво.

Добавлено: 31 июля 2019
Статья
Абрамов Р. Н., Груздев И. А., Терентьев Е. А. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2015. № 6. С. 136-152.

На примере Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) рассматривается процесс фрагментации профессиональной идентичности преподавателя вуза в  контексте реформ науки и высшего образования в  современной России. В  фокусе анализа — бюджеты рабочего вре- мени преподавателей. Исследование реализовано на  материале опроса 705 преподавателей НИУ ВШЭ. Выде- ляются и описываются восемь групп преподавателей, отличающихся раз- личной структурой бюджетов рабочего времени: (1) преподаватели; (2) преподаватели, занимающиеся наукой; (3)  преподаватели, занимающиеся административной работой; (4) научные сотрудники; (5) администраторы; (6) преподаватели/научные сотрудни- ки/администраторы; (7) преподаватели/научные сотрудники; (8) преподаватели/администраторы. Значимость предлагаемой классификации обосновывается через сравнение выделенных групп с точки зрения приоритетов в  профессиональной деятельности, оценки условий работы, понимания стратегических целей развития вуза и отношения к политике стимулирова- ния публикационной активности.

Добавлено: 31 декабря 2015
Статья
Овчинникова М. В. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2015. № 5. С. 172-176.

В статье приводится описание разработанного автором и апробированного на практике алгоритма оценки качества данных экспертного опроса. Раскрыта специфика применения этого метода в маркетинге. Приводится пример изучения неформальных практик участников.

Добавлено: 1 февраля 2017
Статья
Карабчук Т. С., Поплавская А. А. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. Т. 1. С. 153-178.

Работа посвящена анализу динамики молодежных предпочтений и восприятия интеграционных процессов в странах постсоветского блока. Исследуются восприятие и предпочтения молодежи в возрасте от 18 до 24 лет семи стран — Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России и Таджикистана. Какие страны молодежь считает предпочтительными для получения образования, для работы, для жизни? С какими странами хочет развивать торговый оборот, чьи технологии заимствовать, специалистов из каких стран приглашать в свою страну? Насколько молодежные группы этих семи стран различаются по отношению к таким мировым державам, как Россия, США и Китай? Как молодежь относится к Евразийскому экономическому союзу и как оценивает потенциал экономического сближения стран СНГ в последующие пять лет? Ответы на эти и другие вопросы позволяют получить анализ динамики индикаторов уникальных национально репрезентативных опросных данных Интеграционного барометра ЕАБР с 2012 по 2017 гг. Результаты статистического анализа показывают, что вектор отношений значительно колеблется в зависимости от экономической и политической ситуации в мире. Вместе с тем можно говорить о падении за последние пять лет интереса молодежи к России и роста предпочтений таких стран, как Германия, США, Турция и Китай, будь то стажировка, учеба или работа. Тем не менее молодежь стран Центральной Азии позитивно относится к Евразийскому экономическому союзу и полжительно оценивает интеграцию со странами СНГ. А вот молодежь Молдовы и Армении уже полностью переориентировалась на Запад, менее позитивно настроена на социокультурную и экономическую интеграцию с Россией.

Добавлено: 7 марта 2019
Статья
Максимова А. С. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2012. № 1. С. 128-140.

Полевые заметки и дневники являются важнейшей частью этнографии. На их значение обращали внимание многие авторы, особенно активную дискуссию вызвали дневники Б. Малиновского, публикация которых сыграла ключевую роль в становлении современных принципов полевой работы в рамках антропологического или социологического исследования. В то же время способы ведения дневников и заметок, а также их использование для написания итогового академического текста практически не изучаются, а тексты, посвященные анализу таких документов, как правило, носят либо риторический, либо методический характер. В данной статье предлагается рассматривать полевые заметки и дневники как объект исследования, для чего возможно заимствование методологии, разработанной в традиции изучения деятельности естественнонаучных лабораторий.

Добавлено: 8 сентября 2012
Статья
Широков А. А., Руденко Н. И. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 1. С. 60-80.

Статья посвящена истории, приключившейся с одной из самых ожидаемых видеоигр последних лет — No Man’s Sky. Данная игра разрабатывалась около пяти лет и почти все это время была окружена хайпом и медийным шумом, которые привели к колоссальным ожиданиям от игры. В глазах аудитории она должна была стать революцией в игровой индустрии. Однако после выхода игра получила низкие оценки игровой прессы, и крайне отрицательные отзывы игроков. В адрес разработчиков посыпались всевозможные обвинения, предполагающие, что в самой игре отсутствовали многие возможности, показанные в трейлерах. Опираясь на теоретические ресурсы platform studies и понятие демонстрации, авторы пытаются ответить вопрос о том, почему игра провалилась. На основе проведенного исследования специфики трейлеров и комментариев пользователей платформы YouTube, авторы пришли к выводу, что провал игры, с одной стороны, результат не прямой лжи со стороны разработчиков, а недосказанности в отношении игры, не информативности её де-монстраций, вследствие чего они были открыты для интерпретаций и работы воображения. Эта открытость также связана с барьерами форм демонстраций видеоигр, которые не позволяют передать непосредственный опыт игрового процесса. С другой стороны, к неудаче, постигшей No Man’s Sky, привела специфика функционирования YouTube как платформы, позволяющей аудитории участвовать в создании того, что можно было бы назвать «медийной версией» реальности No Man’s Sky. Эта версия оказалась куда более масштабной и грандиозной, чем сама No Man’s Sky. Проблема в том, что разработчики не ограничивали разрастание этой «медийной версии», что в итоге и привело к провалу столь ожидаемой игры. Таким образом, можно говорить о множественном характере современных культурных объектов, в производстве которого участвуют и сами пользователи.

Добавлено: 10 декабря 2018
Статья
Дорофеева О. Е. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 1. С. 235-252.

В статье рассматривается соотношение между анонимностью и нормативностью на разных онлайн-площадках. Для анализа нормативности используется концепт accounts — речевые обороты, которые помогают актору объяснить свое или чужое неподобающее поведение в ситуации, которая будет подвергаться оцениванию.

В работе рассматриваются современные дискуссии об анонимности в интернете и предлагается рассмотреть континуум анонимности на кейсах проекта «Подслушано» и флешмоба #янебоюсьсказать. В «Подслушано» модераторы от лица сообщества публикуют анонимные истории пользователей, тогда как посты в рамках флешмоба #янебоюсьсказать публикуются на персональных страницах авторов. При этом в рамках флешмоба формируется нормативность, которая влияет на социальную приемлемость контента. Таким образом, в статье сопоставляются разные факторы, определяющие нормативность и социальную приемлемость контента на онлайн-площадках. Положение онлайн-площадки на континууме анонимности задает диапазон социальной приемлемости контента, который можно опубликовать на этой площадке, а также степень соответствия групповым нормам внутри онлайн-площадки.

Добавлено: 22 ноября 2018
Статья
Исупова О. Г. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 3. С. 103-121.

В статье анализируется сочетание жизни и работы в «мужской» профессии — в полиции — у женщин в Вологодской области. Анализ основан на качественном исследовании, проведенном в 2016—2017 гг. в Вологде, Вытегре, Тотьме и Никольске методами фокус-групп, индивидуальных и групповых интервью. Исследовательской целью было выявление способов поддержания баланса между жизнью и работой женщинами-полицейскими и мужчинами-полицейскими. Задачи исследования состояли в определении особенностей работы женщин и мужчин в полиции, возможного сегрегирования и дискриминации по полу внутри этой профессии, характера сочетания полицейскими рабочих и семейных обязанностей, степени и причин удовлетворенности работой, соотношения профессии с гендерными идеалами самих женщин и мужчин и их окружения, особенностей маскулинных идеалов, характерных для мужчин-полицейских, перспектив карьерного роста женщин и мужчин в полиции. Было выявлено, что мужчины и женщины самостоятельно и по-разному решают проблемы баланса жизни и труда при работе в полиции — первые стремятся проводить как можно больше времени на работе и ищут возможности дополнительного заработка, уделяя, однако, время и домашним делам — прежде всего для сохранения возможности жене также иметь оплачиваемую работу. Женщины поддерживают баланс путем флексибилизации своей общей рабочей и семейной занятости, устраняя временные границы между работой и семейными заботами.

Добавлено: 27 сентября 2019
Статья
Абрамов Р. Н., Груздев И. А., Терентьев Е. А. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 3. С. 8-26.

На основе опроса и полуструктурированных интервью с преподавателями и научными сотрудниками одного из ведущих российских университетов выделяются ключевые источника стресса в профессиональной деятельности академических профессионалов в современной России. К их числу относятся: (1) повышение требований к научной результативности, (2) большой объем административной нагрузки, (3) нарушение баланса труда и личной жизни. Отмечается, что во многом это связано с общемировыми трендами, обусловленными неоменеджериальными реформами науки и высшей школы, а также давлением, вызванным активным участием университетов в гонке международных рейтингов. Также это обусловлено рядом характеристик академического труда в целом, связанным, например, с размыванием границ между работой и досугом. По данным исследования группами риска становятся молодые академические сотрудники, а также те, у кого административная нагрузка занимает значительную долю бюджета рабочего времени. В завершении статьи проблематизируется концепция стресса в сфере академического труда и ставится вопрос о соотношении положительных последствий адаптационного стресса к новым условиям функционирования науки и высшего образования и рискам негативного влияния стресса на академическую систему.

Добавлено: 3 июля 2019
Статья
Семенова Т. В., Рудакова Л. М. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2015. № 3. С. 36-48.

Исследователи традиционной системы высшего образования выделяют ряд факторов, влияющих на шансы поступить в университет (барьеры «на вход»), и факторы, влияющие на шансы успешно его окончить, или барьеры «на выход». Массовые открытые онлайн-курсы (MOOCs), доступные каждому пользователю Интернета, снимают барьеры «на вход», так как прослушать их может любой желающий. Однако все ли слушатели имеют одинаковые шансы на успешное прохождение онлайн-курса, т.е. сохраняются ли барьеры «на выход» в рамках MOOCs? Для определения влияния факторов, связанных с индивидуальными характеристиками слушателя, на вероятность успешного окончания онлайн-курса была применена бинарная логистическая регрессия. Базой исследования выступили опросные и административные данные с платформы Coursera по четырем курсам НИУ ВШЭ, прошедшим в феврале-июле 2014 г. Результаты анализа показали наличие значимой взаимосвязи между успехом прохождения онлайн-курса и опытом получения образования слушателем. Вероятность успешного окончания курса выше для мужчин с высшим образованием, уже проходивших онлайн-курсы и обучавшихся по предметам схожей тематики.

Добавлено: 6 июля 2015
Статья
Капелюшников Р. И. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2003. № 4(66). С. 44-58.

Страх безработицы — один из наиболее сильных страхов постсоветского периода. Как показывают исследования социологов, катастрофизм в сознании людей можно рассматривать как естественную реакцию на внезапное разрушение экономических и социальных основ советского жизненного уклада и базовых ценностей, ставших привычными и естественными для многих поколений. Ожидание "конца света" широко распространилось среди россиян; при этом различные "частные" страхи успешно дополняли друг друга, еще более усиливая общий катастрофизм ожиданий. Страх безработицы был одним из важных составных элементов такой картины мира.

Добавлено: 5 декабря 2012
Статья
Соколов М. М. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2007. Т. 84. № 4. С. 144-164.
Добавлено: 17 сентября 2008
Статья
Павленко Е. С. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2014. № 6. С. 141-152.

Аннотация. Структура жизненного курса россиян изучена крайне слабо, исключение составляют демографические исследования событий, связанных с брачным статусом и возрастом рождения детей. Помимо структуры жизненного курса и ее трансформаций необходимо обратиться к изучению организующих принципов жизненных траекторий1. Категория «взрослый» в таком случае может выступать лишь одной из ряда значимых категорий в общей структуре осмысления и планирования жизненного пути. На материале нескольких кейсов, собранных в рамках лонгитюдного исследования образовательных и трудовых траекторий, формулируется повестка для будущих исследований. Исследования взросления — важный ресурс для понимания современности. Однако возможен и даже необходим другой путь. Сам концепт «взросления» необходимо рассматривать как феномен современной культуры. Исследовательская перспектива культурсоциологии, чья методология описывается как структурная герменевтика, может послужить для этих целей. Структурная герменевтика означает анализ структур смыслов как не только интерсубъективных, но и коллективно разделяемых структур смыслов. Учитывая амбивалентность самой категории, а также накопившийся объем исследований на материалах других стран, необходимо провести анализ использования категории «взрослый» в соотнесении со структурой жизненного курса на материале российских исследований.

Добавлено: 26 января 2015
Статья
Терентьев Е. А., Нефедова А. И., Груздев И. А. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. Т. 5. № 135. С. 1-15.

Онлайн-формат сбора опросных данных предоставляет гораздо больше возможностей для визуализации инструментария по сравнению с традиционным «бумажным» форматом, но одновременно и увеличивает риски. Отсюда необходимость исследовать, как различные элементы дизайна анкеты влияют на качество собираемых данных. В статье представлен обзор российских и зарубежных исследований, посвященных ответу на этот вопрос, в которых рассматриваются следующие аспекты: (1) визуальное оформление экрана, (2) формат представления оценочных вопросов, (3) визуализация открытых вопросов, (4) формат представления несодержательных вариантов ответа. Даются рекомендации по дизайну анкеты для получения более качественных и полных данных.

Добавлено: 23 сентября 2016