• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Ориентация на рынок и результативность деятельности российских некоммерческих организаций

Ориентация на рынок является важнейшим инструментом для достижения конкурентных преимуществ и повышения результативности работы организаций как в коммерческой, так и в некоммерческой сфере. В то время как за рубежом существует достаточно много исследований, изучающих взаимосвязь ориентации на рынок и результативности в некоммерческих организациях (далее — НКО), в России подобные исследования отсутствуют. Таким образом, цель настоящей статьи состоит в выявлении взаимосвязи между ориентацией на рынок и результативностью деятельности российских НКО. В настоящей работе ориентация организации на рынок определяется с поведенческой точки зрения, как набор поведенческих норм/действий, которые НКО должна совершать в отношении своих бенефициаров и доноров, и измеряется при помощи адаптированной шкалы MARKOR. Результативность деятельности НКО определяется на основе субъективных оценок ее руководителем посредством трех измерений: удовлетворенность бенефициаров, способность организации привлекать ресурсы и репутация среди широкой общественности. Информационной базой настоящего исследования выступают данных всероссийского обследования негосударственных некоммерческих организаций (2017 г., N = 242). В ходе исследования было установлено, что ориентация на рынок положительно влияет на результативность деятельности российских НКО. Ориентация на рынок доноров положительно влияет на способность организации привлекать ресурсы и на репутацию организации, а ориентация на рынок бенефициаров — на удовлетворенность бенефициаров и на репутацию организации. Кроме того, был уточнен характер ориентации на рынок в НКО и установлено, что российские организации более ориентированы на рынок бенефициаров, чем на рынок доноров. В заключении рассмотрены основные ограничения, а также и направления будущих исследований.