• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдена 81 публикация
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Ветрова Т. В. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2014. № 1. С. 117-142.

Современные условия ведения бизнеса требуют пересмотра традиционной концепции маркетинга и существующего маркетингового инструментария. В статье рассматриваются материалы международного проекта «Сontemporary marketing practices», который является методологической базой для мониторинга маркетинговой активности в 17 странах. Особую актуальность для России представляет то, что в данном исследовании используется комплексный подход, предполагающий, с одной стороны, сочетание альтернативных маркетинговых концепций, а с другой — адаптацию к различным отраслевым и географическим рынкам. Методология проекта «Сontemporary marketing practices» предлагает инструментарий для типологизации компаний с точки зрения используемых маркетинговых практик, а также основные индикаторы для оценки эффективности маркетинга. Статья описывает методологию, этапы развития, а также результаты факторного анализа, позволяющего показать направления адаптации методологии к российским условиям.

Добавлено: 23 октября 2014
Статья
Sharapudinov S., Zezerova V., Storchevoy M. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2017. Vol. 16. No. 4. P. 622-650.
Добавлено: 19 октября 2017
Статья
Orlova E., Martynova T., Zhukova K. et al. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2017. Vol. 16. No. 2. P. 322-339.

В статье представлена новая учебная языковая и коммуникативная программа для студентов-бакалавров Института «Высшая школа менеджмента» Санкт-Петербургского государственного университета. Программа разработана с учетом результатов исследования потребностей двух групп стейкхолдеров бизнес-школы. Проведенный сравнительный анализ цели и содержания обучения по двум типам языковых и коммуникативных программ — тематико-ориентированной (предыдущий тип программы) и навыко-ориентированной (действующий тип программы) — позволил сделать вывод о том, что второй из них наиболее полно отвечает академическим и карьерным потребностям студентов, способствуя более интегрированному развитию навыков, имеющих практическую направленность. Это предопределило изменение языковой и коммуникативной программы. В статье обсуждаются вопросы реализации и развития разработанной языковой и коммуникативной программы.

Добавлено: 15 апреля 2021
Статья
Андреева А. Н. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2010. № 4. С. 167-218.
Добавлено: 4 апреля 2012
Статья
Лунев А. П., Ахунжанова И. Н., Кошкаров А. В. и др. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2020. Т. 19. № 2. С. 180-202.

В настоящее время государственные учреждения высшего образования испытывают воздействие со стороны бизнеса, населения и государства, что приводит к динамичным изменениям внутренней среды университетов. Это противоречие между внутренней и внешней средой в условиях быстро меняющихся рынков оказывает негативное влияние на институциональную эффективность — с ростом нестабильности начинает формироваться новая управленческая структура, которая, сочетая в себе инструменты административной бюрократии и адхократии, может удовлетворять спрос на инновации. Возникает еще один вызов для университетского образования  — трансформация университетов как профессиональных организаций в  университеты гибридные, структура которых не имеет жестких ограничений. В  статье выявлены особенности использования инструментов адхократии в  сфере высшего образования; рассмотрена возможность применения адхократического подхода к  построению структуры и  дизайна организации на примере Астраханского государственного университета, а  также отмечен ряд факторов, сдерживающих распространение адхократии в  вузах России. В результате исследования получены следующие выводы: организация обучения должна осуществляться на принципах командной работы по реализации сложных инновационных проектов; социализация — одна из ключевых практических моделей подготовки студентов в условиях проектного обучения и адхократического подхода; любая адхократическая система является самообучающейся и  для ее формирования необходимо обучение и развитие персонала университета; переход от профессионального университета к адхократическому необходимо осуществлять постепенно, сочетая обе формы — бюрократию и адхократию.

Добавлено: 12 августа 2020
Статья
Давий А. О., Ребязина В. А., Смирнова М. М. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2018. Т. 17. № 1. С. 69-98.

Статья посвящена изучению факторов, которые сдерживают российских интернет- пользователей от совершения покупок в Интернете (барьеры) и способствуют данному процессу (драйверы). Представлен обзор российских и международных исследований данных факторов с позиции покупателя, выявлены те из них, с которыми покупатели сталкиваются в процессе совершения интернет-покупок, а также дано описание рынка интернет-торговли в России. Полученные выводы основаны на результатах эмпириче- ского исследования в форме опроса 884 российских покупателей. Обнаруженные в ходе объясняющего факторного анализа барьеры и драйверы использованы для проведения кластерного анализа российских покупателей, в рамках которого определены три класте- ра: 1) «профессионалы-ценители» интернет-покупок; 2) любители интернет-покупок за рубежом и 3) покупатели, осмотрительные и недоверчивые при совершении интернет- покупок.

Добавлено: 19 октября 2017
Статья
Муравский Д. В., Смирнова М. М. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2017. Т. 16. № 1. С. 33-68.

В статье рассмотрены основные подходы к определению и изучению брендовых альянсов, а также приведена характеристика современного состояния данной области исследований. Сопоставлены термины «брендовый альянс» и «совместный брендинг», установлены границы и место концепции брендового альянса в теории маркетинга. Продемонстрировано, что в основе изучения данного феномена лежит совместное представление двух и более брендов потребителю, однако в зависимости от контекста исследования формирование брендовых альянсов может анализироваться как инструмент брендинга, создание маркетингового альянса или бренд-стратегия. Приведенные результаты научной дискуссии способствуют устранению пробелов в рассматриваемой области знаний, которые обусловлены ее фрагментарностью и отсутствием универсального терминологического аппарата. На основе анализа выделены актуальные вопросы исследования брендовых альянсов, изучение которых связано с развитием и закреплением этой проблематики в качестве неотъемлемой части науки маркетинга.

Добавлено: 27 октября 2020
Статья
Кусраева О. А., Ребязина В. А., Старов С. А. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2020. Т. 19. № 1. С. 3-33.

В работе представлен анализ существующих подходов к операционал изации ориентации на бренд. Цель статьи — разработка и тестирование на эмпирических данных шкалы, измеряющей уровень развития ориентации на бренд в российских компаниях. Проведено смешанное эмпирическое исследование, состоящее  из поэтапного использования качественного и количественного методов. Качественный анализ проводился на основе глубинных интервью с 15 представителями российских компаний, а количественный  (онлайн-опрос) — на выборке из 213 российских компаний. В результате была сформирована шкала, позволяющая выявить уровень ориентации на бренд компаний, оперирующих на российском потребительском рынке, по четырем направлениzv: стратегическая значимость бренда; коммуникационная активность; аналитика поведения конкурентов и использование внутреннего брендинга. Отличительная особенность результирующей шкалы ориентации на бренд заключается в том, что она транслирует и измеряет обе составляющие ориентации на бренд, а именно: стратегию и тактику. Предложенный подход позволяет определить уровень развития процессов, направленных на формирование ориентации на бренд, как с точки зрения выстраивания деятельности компании вокруг ценностей бренда и использования бренда как стратегического актива, так и с учетом конкретных способов, инструментов и методов реализации. Полученные результаты могут быть использованы российскими компаниями при разработке стратегии управления бизнесом и в исследованиях измерения уровня ориентации на бренд, выявления особенностей управления брендом с позиции философского и поведенческого подходов к ориентации на бренд и их гармоничного объединения в рамках организации

Добавлено: 20 мая 2020
Статья
Кнатько Д. М., Широкова Г. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2011. № 1. С. 56-76.

В статье представлены результаты исследования, посвященного выявлению факторов, которые влияют на решение собственника о передаче управ ления наемному менеджеру в российских компаниях. На основе анализа литературы авторами были сформулированы гипотезы о влия нии на передачу управления таких факторов, как негативное восприятие институциональной среды собственником бизнеса и соответствие деятельности фирмы формальным ведомственным и налоговым нормам. Данные гипотезы были протестированы на базе 354 российских компаний малого и среднего бизнеса из трех отраслей HoReCa (го стиницы, рестораны, кафе), IT-индустрии, оптовой и розничной торговли. В результате анализа было выявлено, что на решение собственника о передаче управления наемному менеджеру влияют такие факторы, как защищенность прав соб ственности, защищенность контрактных прав, соответствие ве дом ственным нормам. На основе сравнительного анализа результатов деятельности фирм было выявлено, что компании, управляемые собственниками, менее результативны и характеризуются более высокой концентрацией собственности, нежели компании, управляемые наемными менеджерами.

Добавлено: 10 марта 2020
Статья
Быкова А. А., Молодчик М. А. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2011. № 1. С. 27-55.

Статья посвящена вопросам количественного анализа влияния интеллектуального капитала на результаты деятельности компании. Используя метод интеллектуального коэффициента добавленной стоимости, авторы эмпирически проверяют наличие положительной взаимосвязи между уровнем интеллектуального капитала и темпами роста выручки компании вне зависимости от отрасли. Анализ проведен для непубличных инновационно-активных компаний Пермского края.

Добавлено: 28 ноября 2012
Статья
Широкова Г., Кнатько Д. М. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2008. № 1. С. 53-76.

Статья посвящена анализу влияния основателя на ход развития организации. На базе исследования 227 российских компаний проводится сравнительный анализ российских предприятий, управляемых основателями и профессиональными менеджерами. Характер полученных выводов закладывает представления о влиянии предпринимателя на результативность российских предприятий, созданных «с нуля», и о дальнейших исследованиях предпринимательских компаний.

Добавлено: 10 марта 2020
Статья
Бутрюмова Н. Н., Слепнева Ю. Н. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2016. № 1. С. 91-124.

Данная статья посвящена анализу предпринимательских намерений и предпринимательской активности студенческой аудитории и выявлению потребностей студентов в проведении образовательных мероприятий по развитию инновационного предпринимательства на примере НИУ ВШЭ — Нижний Новгород. В рамках исследования были адаптированы методики GEM и GUESSS с целью изучения потребностей студентов в обучении инновационному предпринимательству. Авторы оценили предпринимательские намерения и активность студентов НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, а также выявили потребности студентов в образовательных мероприятиях по развитию инновационного предпринимательства, их форматы и темы. Полученные результаты могут найти применение в российских и зарубежных вузах при разработке и совершенствовании образовательных мероприятий, направленных на развитие инновационного предпринимательства в студенческой среде.

Добавлено: 17 февраля 2016
Статья
Вилло С. В. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2018. № 3. С. 412-434.

Кейс основан на реальной бизнес-ситуации и посвящен проблеме корректной разработки и продвижения «благоприятного для климата» бренда. Российская компания РУСАЛ создает бренд «благоприятного для климата» алюминия с целью победы над китайскими конкурентами, отнявшими у нее титул крупнейшего в мире производителя первичного алюминия. В качестве основного критерия «благоприятности для климата» РУСАЛ предлагает рассматривать низкоуглеродность, т. е. низкий уровень выбросов углекислого газа. РУСАЛ также заявляет, что новый бренд алюминия — подтверждение экологичности самой компании и отражение ее стратегии, направленной на укрепление принципов устойчивого развития в производстве. В то же время деятельность компании по производству алюминия наносит ущерб экосистемам озера Байкал и сибирских рек, а также загрязняет воздух опасными веществами, что является причиной распространения различных заболеваний среди населения городов, в которых расположены заводы РУСАЛа.

Кейс рекомендуется для обсуждения в учебных группах на программах бакалавриата и магистратуры, а также дополнительных образовательных программах в рамках дисциплин «Корпоративная социальная ответственность» и «Устойчивое развитие». Его анализ поможет студентам: 1) осознать проблемы, с которыми сталкиваются компании при разработке и продвижении «благоприятного для климата» бренда; 2) понять разницу между эффективной борьбой с антропогенным изменением климата и снижением выбросов парниковых газов; 3) признать разнообразие стоящих перед компаниями задач по уменьшению негативного влияния на окружающую природную среду и необходимость их обоснованного ранжирования.

Добавлено: 21 октября 2018
Статья
Заздравных Е. А., Купера А. В., Грищенко Т. Ю. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2019. Т. 18. № 4. С. 588-613.

В статье на данных «Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах» за период с 2014 по 2018 г., подготовленных Федеральной службой государственной статистики, оценивается разница в доходах между наемными работниками и предпринимателями, которые подразделяются на индивидуальных самозанятых и работодателей. Для этого используются метод наименьших квадратов и квантильные регрессии. Результаты анализа показывают, что в России предприниматели в среднем и по медиане зарабатывают больше наемных работников. Самые высокие заработки наблюдаются у предпринимателей, выступающих в роли работодателей, далее следуют индивидуальные самозанятые, доход которых также выше, чем у работающих по найму. Кроме того, предприниматели зарабатывают больше как в период экономического роста, так и в ходе рецессии, что свидетельствует об устойчивости положительной разницы в доходах к экономическим кризисам. Полученные результаты исследования отличают Россию от стран с высоким уровнем доходов на душу населения и бóльшим вкладом малого и среднего бизнеса в валовой внутренний продукт, таких как США, Великобритания, Германия, Финляндия, где предприниматели зарабатывают в среднем и по медиане меньше работников по найму. Это может служить аргументом в пользу того, что в России материальная мотивация выбирать предпринимательство, а не работу по найму играет более значительную роль, чем в высокоразвитых странах.

Добавлено: 28 февраля 2020
Статья
Муравская С. А., Смирнова М. М. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2019. Т. 18. № 4. С. 510-530.

В статье представлены результаты анализа научных работ в области геймификации, цель которого выявить ключевые подходы к определению понятия «геймификация», обобщению и систематизации знаний о данном феномене в управленческих исследованиях. Рассмотрены публикации в ведущих академических журналах по информационному менеджменту, маркетингу и бизнесу в период с 2011 по 2019 г. Обобщенный анализ показал, что в современной литературе существует два актуальных подхода к определению понятия «геймификация»: как инструмента и как процесса. Изучение геймификации в менеджменте — сравнительно молодая область исследований. В настоящее время большинство работ сосредоточены на эмпирической проверке связи геймификации с мотивационными механизмами с целью создания более эффективного дизайна геймифицированных систем, улучшающих пользовательский опыт. Подобный подход к постановке проблемы исследования привел к возникновению ощутимого пробела в области развития теоретических знаний о самом феномене геймификации, определении его места в управленческих науках и сложности операционализации понятия. Междисциплинарность подходов к изучению феномена геймификации обусловливает важность дальнейшего изучения и уточнения существующих концептуализаций в управленческих и социальных науках, а также определения этических границ использования геймифицированных систем. Полученные выводы имеют практическую значимость для исследователей как геймификации, так и других интерактивных инструментов вовлечения потребителей и сотрудников путем создания для них добавленной ценности.

Добавлено: 28 октября 2020
Статья
Латуха М. О., Хасиева Д. Д., Веселова А. С. и др. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2020. Т. 19. № 1. С. 34-66.

Исторический контекст, социальные изменения и тенденция глобализации, имевшие место в последние сто лет, привели к изменению структуры рабочей силы, сделав ее более разнообразной по этническим, демографическим и гендерным признакам. Данные изменения в совокупности с доказанной положительной связью между разнообразием сотрудников и результатами деятельности компаний сделали управление разнообразием стратегической задачей для бизнеса. Это, в свою очередь, нашло отражение в смещении практик управления человеческим капиталом в целом и практик управления талантами в частности в сторону более адресных, направленных на определенные группы сотрудников. Разнообразие на основе гендерного признака является одной из наиболее широко представленных в рабочей силе групп разнообразия. Растущая вовлеченность женщин в экономическую и управленческую деятельность и их значительный вклад в экономику России ставят задачу разработки гендерно-инклюзивных практик управления талантливыми сотрудниками, которые исключают дискриминацию и позволяют реализовать потенциал талантов как мужского, так и женского пола в равной мере. Настоящее исследование применения гендерно-ориентированных практик управления талантливыми сотрудниками в 103 российских компаниях, проведенное в 2019 г., показало, что основная часть респондентов осознает их важность, но реализуются они очень фрагментарно. Кроме того, существует видимый разрыв между восприятием компаний как гендерно ответственных и реальным предложением гендерно-ориентированных практик внутри них. В  ходе анализа было выявлено, что на формирование гендерно-ориентированных практик управления влияют регуляторные, нормативные и культурные институты, а также потребность компании повышать и поддерживать репутацию, креативность и инновационность.

Добавлено: 3 июня 2020
Статья
Андреева А. Н. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2006. № 4. С. 65-87.
Добавлено: 4 апреля 2012
Статья
Нефедов К. С., Панибратов А. Ю. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2017. Т. 16. № 3. С. 364-397.

В статье рассматриваются особенности становления и развития концепции гло- бальных цепочек ценности и проводится систематизация существующих исследований по различным аспектам анализа данного феномена с целью выявления актуальных на- правлений дальнейших исследований. Особое внимание уделяется институциональному аспекту в его взаимосвязи с другими аспектами анализа в контексте включения в гло- бальные цепочки ценности компаний из стран с развивающимися рынками. На основе систематизации и изучения научных статей выделяются два наиболее перспективных направления дальнейших исследований: влияние институциональной дистанции между странами — участниками глобальных цепочек ценности на параметры конфигурации этих цепочек и роль различных видов контрактных отношений между компаниями в конфигурации и совершенствовании операций внутри глобальных цепочках ценности. Влияние институтов, а также развитие в глобальных цепочках ценности применительно к компаниям из стран с развивающимися рынками представляются наиболее перспек- тивными аспектами для расширения имеющегося спектра работ по проблемам анализа глобальных цепочек ценности.

Добавлено: 8 января 2021
Статья
Попова Е. О., Назарова В. В. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2020. Т. 19. № 1. С. 97-125.

Работа посвящена изучению особенностей дивидендной политики российских ком- паний с государственным участием, а также выявлению факторов, ее определяющих. Принимаемые в компании дивидендные решения во многом зависят от деятельности со- вета директоров — центрального органа корпоративного управления и связующего звена между акционерами и менеджерами. Актуальность темы обусловлена преобладающей до- лей компаний с государственным участием в ВВП России. Это объясняет необходимость изучения тенденций их поведения в области дивидендной политики. Кроме того, в пери- од с 2015 по 2017 г. был введен ряд законодательных изменений, в том числе повышена норма дивидендных выплат. Несмотря на требование законодательства, установленная норма не всегда соблюдается на практике. Это дает основания предполагать, что совет директоров может оказывать влияние на выплачиваемые компанией дивиденды и при наличии норматива, регулирующего дивидендные выплаты. В исследовании проведен эмпирический анализ взаимосвязи структурных характеристик советов директоров, фи- нансово-экономических показателей компаний с государственным участием и коэффи- циента дивидендных выплат. В работе проанализирована деятельность 120 российских акционерных обществ за три года — с 2015 по 2017 г. Основные гипотезы исследования о взаимосвязи характеристик советов директоров компаний с госучастием и коэффици- ента дивидендных выплат подтвердились частично. Обнаружена статистически значимая связь между некоторыми характеристиками (размер совета директоров, доля женщин и доля независимых директоров в совете) и коэффициентом дивидендных выплат. В то же время сложно делать однозначные выводы относительно причинно-следственной связи, т. е. вести речь о влиянии характеристик советов директоров на склонность компаний с государственным участием к выплате дивидендов. Также дивидендная политика компа- ний с государственным участием является источником формирования доходов бюджета, что дополнительно подчеркивает актуальность предложенного исследования. Необходимо отметить, что полученные результаты не могут быть распространены на всю совокуп- ность компаний российского рынка.

Добавлено: 31 октября 2020
Статья
Беляков В. Г. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2008. № 2. С. 56-83.
Статья посвящена сравнительному анализу двух наиболее распространенных в России форм ведения бизнеса – ООО и ЗАО. Автор, применяя комплексный (правовой и управленческий) подход выявляет существенные преимущества и недостатки этих форм, анализирует риски и возможные потери, связанные с практикой ведения бизнеса с использованием данных форм. Кроме того, автор ставит задачу выявить те характеристики закрытых структур, которые имеют значение для сохранения и защиты бизнеса, в том числе от недружественного поглощения
Добавлено: 3 декабря 2012
Статья
Ивашковская И. В., Животова Е. Л. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2009. № 4. С. 3-29.
Добавлено: 6 июля 2009