• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Академическое мошенничество студентов: учебная мотивация vs образовательная среда

Академическое мошенничество часто воспринимается как «неизбежное зло», которому невозможно сопротивляться. При этом часто ответственность за нечестность возлагается на самих студентов, которым не хватает желания учиться. Исследования поддерживают это мнение, демонстрируя связь между академическим мошенничеством и учебной мотивацией. Однако роль учебной мотивации может быть переоценена, поскольку в таких исследованиях, как правило, не контролируются характеристики образовательной среды – поведение преподавателей и одногруппников. В данном исследовании мы опираемся на теоретическую рамку Андермана и Мёрдока [2006] при выделении факторов академического мошенничества и на теорию самодетерминации [Deci, Ryan, 2002] для измерения учебной мотивации. На основе лонгитюдных данных по студентам четырех ведущих российских вузов (N= 914) мы оцениваем вклад учебной мотивации в объяснение частоты списывания и обращения к плагиату среди студентов, контролируя характеристики образовательной среды. Результаты регрессионного анализа показывают, что, если учитывать вероятность последствий от академического мошенничества и нечестность одногруппников, учебная мотивация перестает играть значимую роль. Основным предиктором и плагиата, и списывания выступает представление о честности среды – о том, насколько распространены эти практики среди одногруппников. В отличие от списывания, плагиат не зависит от вероятности наказания со стороны преподавателей, при этом его масштаб существенно варьируется по вузам. Кроме того, анализ интерактивных эффектов показал, что в среде, в которой распространен плагиат, выраженность учебной мотивации положительно связана с частотой плагиата.