• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Речевые характеристики психотипов пользователей веб-форума

Вопросы психолингвистики. 2017. № 2(32). С. 144-158.
Романова Т. В., Земляк В. М.

В статье представлены результаты  исследования, направленного на   установление речевых классификаторов психических свойств коммуниканта. В частности, нас интересовала речевая толерантность и конфликтность как  характеристики личности.  С целью установления  корреляции между психологическими (степенью толерантности и конфликтности) и лингвистическими характеристиками индивида  и выявления конкретных лингвистических маркеров того или иного психотипа были проанализированы анкеты пользователей интернет-форума «Клуб Квадра» (http://socioforum.su/). Анализ анкет был проведён с использованием классической типологии К.Г. Юнга, согласно которому в психике человека действуют 4 основных функции: логика VS этика ; интуиция VS сенсорика.  Основной  результат исследования -  установление языковых  классификаторов психотипов и   характерных речевых черт: для интуитов - динамичность, языковая креативность, диалогичность; для этиков - субъективизм, непоследовательность изложения; для логиков -  объективизм, последовательность; для сенсориков: категоричность, статичность повествования.

Результатом анализа психотипов  является вывод о том, что  этики-сенсорики и логики-сенсорики  могут быть названы достаточно агрессивными и нетолерантными  из-за убежденности в своей правоте и экстраполировании собственной точки зрения на мнение других. Оба интуитивных типа менее категоричны,т.к. постоянно подчеркивают субъективность своего мнения, не склонны к навязыванию собственной точки зрения, а значит, их речевое поведение может считаться толерантным по отношению к чужому мнению.

Опираясь на список параметров, разные значения которых соответствуют различным психотипам, мы предприняли попытку  разработки компьютерной программы-классификатора  для  определения  по речи респондента его психотипа.  Ключевым методом стал частотный анализ – определение относительной частоты каждого языкового классификатора в каждом тексте.