Статья
A missing link? Contemporary insights into principal preparation and training in Russia
Over the last decade, the Russian education system has undergone significant transformation that has radically changed the expectations placed upon the school principals. This current reform process has placed far greater responsibilities and accountabilities upon principals to secure school effectiveness and improved student learning outcomes. This article offers some insights into the way in which principals in Russia are currently prepared and trained. It outlines initial quantitative findings from Russian principals, as part of a contemporary, large-scale empirical study of principal leadership preparation and training[1]. The emerging empirical evidence highlights that the new principal standards and training requirements in Russia reinforce ‘managerial approaches’ that are not necessarily meeting the needs of principals.
[1] 7System Leadership Study (7SLS)
Предложена картина современного состояния отечественного профессионального образования, находящегося в стадии реформирования и проявляющего определенные противоречия, что свойственно любой динамично развивающейся области.
В статье рассматриваются основные проблемы профессиональной подготовки магистров менеджмента, вопросы организации их научно-исследовательской деятельности. Даны предложения по повышению эффективности обучения магистров менеджмента.
Рассмотрены основные институциональные особенности систем первичной профессиональной подготовки в координируемых и либеральных экономиках. Автор считает, что специфика институтов рынка труда стала одним из главных факторов, формирующих ту или иную модель профессиональной подготовки. Одно из главных направлений оценки этих моделей — насколько адекватны они вызовам современной экономики. Механизм предоставления образовательных услуг в отдельных странах определяется в первую очередь выбором источника финансирования, соотношением между общими и специальными знаниями, особенностями организации системы сертификации полученных знаний.
В сборнике представлены материалы научных исследований, обсуждавшихся на пленарном заседании и секциях международной научно-практической конференции "Социальные инновации в развитии трудовых отношений и занятости в XXI веке" (15-16 сентября 2014 г., Нижний Новгород, ННГУ им. Н.И.Лобачевского).
Сборник предназначен для исследователей, преподавателей, аспирантов и студентов, практических разработчиков.
Публикация подготовлена в рамках совместного гранта Российского Гуманитарного Научного Фонда и Правительства Нижегородской области "К 25-летию социологического образования в Поволжье: социальные инновации в развитии трудовых отношений и занятости в XXI веке" (№ 14-13 -52501).
В статье с системно-методологических и рефлексивно-психологических позиций анализируется проблематика самоорганизации и развития личности в образовании. Изучается роль рефлексии в самоорганизации личности студентов, дифференцируются различные уровни личностной рефлексии и характеризуется их взаимодействие как системообразующий фактор самоорганизации сознания личности в проблемно-конфликтных ситуациях. Рассматриваются диагностико-развивающие рефлетехнологии активизации и самоорганизации личности учащихся-студентов в процессе профессионального образования средствами рефледиалога и рефлеполилога.
Рассмотрена правовая характеристика права на образование и права на труд в России, соотнесены понятия профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Автором выявлены особенности ученического договора, а также проанализированы основные гарантии и компенсации при прохождении профессиональной переподготовки. Автором предложен ряд новых дефиниций
В информационном бюллетене представлены основные резуль- таты опроса директоров средних общеобразовательных организаций, проведенного Высшей школой экономики совместно с аналитическим центром Юрия Левады «Левада-Центр». Представлены данные, харак- теризующие изменения, произошедшие за последние два года в раз- личных областях деятельности образовательных организаций, вызовы, с которыми столкнулись их руководители, и найденные управленчес- кие решения. Приведены показатели, касающиеся следующих темати- ческих направлений: общие сведения о директорах средних общеоб- разовательных школ, профессиональные приоритеты и обязанности директора, в том числе педагогическое руководство, оценка директо- ром работы учителей, выбор школы родителями. Данная работа продолжила серию мониторинговых исследований в области экономики образования, проводимых Высшей школой эконо- мики с 2002 года под эгидой Министерства образования и науки России.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.