?
Этнический состав школ и миграционный статус школьников в России
В статье впервые представлены данные об этническом разнообразии российских школ и соотношения этничности и миграционного статуса школьников. В основе исследования лежат результаты опросов школьников в 365 школах пяти регионов РФ (Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Томск, Псков) при общем числе опрошенных 21320 учащихся. Больше всего школьников с неродным русским в школах Подмосковья (16%), меньше всего – в школах малых городов и поселков Ленинградской области (6,6%) и Пскова (8,5%). В выборке представлено 56 этнических групп, хотя большинство из них очень малочисленно. В Санкт-Петербурге, Пскове и Томске среди детей с родным русским языком местные уроженцы составляют 63-66%, в то время как в Подмосковье их лишь 44%. Среди этнических меньшинств местных уроженцев больше всего в Томске и Пскове (38-39%). В Санкт-Петербурге среди украинцев, белорусов и татар больше местных уроженцев или мигрантов 2-го поколения, тогда как среди таджиков и узбеков преобладают мигранты 1,5 поколения (46-49%). В Подмосковье среди всех этнических групп преобладают мигранты 1,5 поколения, но особенно их много среди узбеков и таджиков (62%). В Томске большинство представителей этнических меньшинств являются либо местными уроженцами, либо мигрантами 2-го поколения. Статистика этнического и миграционного статуса школьников позволяет оценить не только объем миграционных потоков, но и ретроспективную временную динамику для разных этнических групп. Семьи украинцев, азербайджанцев, армян, грузин активно переезжали в РФ 15-20 лет назад. В настоящее время интенсивная миграция идет у таджиков, узбеков, киргизов, привозящих с собой детей разного возраста. Работа содержит рекомендации органам управления образованием о необходимости наладить грамотный учет школьников с неродным русским языком независимо от наличия у школьника гражданства, но обязательно в сочетании с миграционной историей семьи.