• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Трансформация образа художника в едином тексте Дж. Фаулза

Статья посвящена анализу языковых средств репрезентации образа художника в произведениях Дж. Фаулза. Концепты ТВОРЧЕСТВО и ХУДОЖНИК, являясь ключевыми в картине мира Фаулза, в той или иной степени получают репрезентацию во всех его произведениях. Выбранные в качестве материала исследования тексты романов The Collector”, “The Magus”, “Daniel Martin” и повести “The Ebony Tower” формируют единый авторский текст, поскольку обладают сходством как на тематическом уровне (выдвижение темы творчества в качестве основной), так и на композиционном и стилистическом уровнях (использование схожих постмодернистских принципов построения текста). Объединение данных произведений в единый текст позволяет описать динамику авторской картины мира, в целом, и отдельных ее элементов, таких как образ художника, в частности.

К стабильным компонентам картины мира автора относятся оппозиция образов юного и зрелого художника, а также  взаимосвязь концептов ХУДОЖНИК и СВОБОДА. Динамика же проявляется в изменении отношения героев к проблеме свободы (как необходимого условия для творчества) и способов ее обретения.

В основе репрезентации концепта СВОБОДА в едином тексте Фаулза лежит противопоставление ограниченного и неограниченного пространства. В каждом из анализируемых произведений это противопоставление, в соответствии с авторской интенцией, наделяется различными пространственными параметрами. Эволюция картины мира автора проявляется не только в вариативности хронотопических характеристик оппозиции «свобода vs. несвобода», но и в переосмыслении значения ограниченного пространства: от репрезентанта несвободы к символу свободы. Молодой художник ориентирован на выход из замкнутого пространства – для творчества ему необходим опыт освоения окружающего мира. Нахождение в замкнутом пространстве (например, пещеры или подвала) для него не комфортно, хотя одновременно оно создает условия для саморефлексии, необходимой для перехода на новую ступень личностного самопознания и творческого роста. Художник зрелый сознательно стремится отгородиться от внешнего мира (например, в доме или на ферме), чтобы иметь возможность созидать.