• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 39 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Tulyakov D. Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Universiteta, Filologiya. 2017. No. 50. P. 224-235.

В представленной статье автобиография У. Льюиса «Подрывник и бомбардир» (1937) рассматривается как инструмент переоценки модернизма и его репрезентации для широкой аудитории читателей популярной литературы. То, что Льюис прибегает к жанру автобиографии, чтобы концептуализировать модернизм и занять позицию извне/изнутри него, свидетельствует об отходе автора от критики современного типа субъективности, исторического подхода к индивидуальности и фикционализации автобиографии в других его работах. Эта перемена вызвана не только стремлением Льюиса заработать на популярности автобиографий и укрепить свое положение в истории современной литературы. Выбор, сделанный Льюисом в пользу автобиографии, отражает также его разочарование в идее революционного и в то же время беспристрастного модернизма, с высокими эстетическими стандартами которого автор тем не менее хотел сохранить взаимосвязь. В этом контексте установка автобиографии Льюиса на популяризацию может рассматриваться как переосмысление неудавшейся попытки модернистов достичь в своем творчестве эстетической объективности. При помощи автобиографии Льюис дает модернизму оценку со стороны, переворачивая модернистские установки на усложненность, элитарность и автономность и указывая на соответствующие противоречия в собственной эстетике. В разделе «Субъективность и автобиография в критике Льюиса» на основе анализа рефлексии автора о субъективности (которая в условиях современности становится все более типизированной и проблематичной) и автобиографии (идеологизированной репрезентации «я», противоположной искусству) делается вывод, что обращение автора к этому жанру в определенной степени противоречит его собственным критическим установкам. В разделе «Превращаясь в “популярного” автора» рассматривается процесс постепенного изменения отношения Льюиса к его читательской аудитории, в результате которого автор переходит от критического письма к автобиографии, чьи прагматические установки резко контрастируют с некоторыми принципами, изложенными в более ранних работах Льюиса. В разделе «Беспристрастность и автобиограф» показано, что Льюис тем не менее прилагает значительные усилия для того, чтобы выстроить взаимосвязь между своей критикой и автобиографией, что дает основания рассматривать «Подрывника и бомбардира» не только как книгу, наскоро написанную для удовлетворения читательского спроса на автобиографии, но и как серьезное концептуальное переосмысление модернизма.  

Добавлено: 7 декабря 2017
Статья
Lavrentiev A., Sherstinova T., Chepovskiy A. et al. Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Universiteta, Filologiya. 2021. Vol. 70. P. 69-89.

The purpose of this paper is to test the methodological tools provided by TXM platform for research on dynamics of vocabulary and punctuation marks in diachronic corpora. TXM is a powerful text analysis software which provides both quantitative and qualitative features in a transparent open-source implementation. In this paper, we demonstrate how it can be used for diachronic text research which takes into account some external factors affecting the evident language shifts. The study was conducted on the corpus of Russian Short Stories of the first third of the 20th century. This corpus aims for collecting texts written by the maximum number of Russian writers; it is designed by its developers to become a testing ground for various text computation techniques. The results of this preliminary study show the efficacy of TXM application for research on language dynamics and confirm an obvious chronological trend in the distribution of texts under study. Thus, it was shown that Russian revolution of 1917 did make significant changes in the core vocabulary of prose language understood as well as in the use of punctuation marks. However, no evident opposition was revealed at this level between the war and peace time periods. The methodology presented in this paper may be used both for diachronic studies of literature and for various NLP tasks connected with texts processing and monitoring over time with the aim of revealing linguistic, stylistic and sentiment changes in texts influenced  by some external factors.

Добавлено: 24 июня 2021
Статья
Молодыченко Е. Н. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2015. № 6(38). С. 55-66.

Статья посвящена рассмотрению популярного мужского журнала как способа регламентации широкого спектра социальных практик, с одной стороны, и как инструмента формирования идентичности человека эпохи консюмеризма, с другой. Для обоснования выдвигаемых положений предпринимается анализ системы языковой оценки в ее соотношении с ценностями как социокогнитивной категорией; делается попытка операционализации категории «ценность» в рамках текстоориентированного критического исследования.

Добавлено: 10 декабря 2015
Статья
Туляков Д. С. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2021. № 70. С. 298-312.

Средствами стилистического и нарратологического анализа показано, что цикл М. Синклер «Рассказы Симпсона» представляет собой модернистское исследо-вание сознания рассказчика. Обращаясь к традиционной форме повествования от первого лица, Синклер демонстрирует, что рассказывание историй о других является средством, которое помогает рассказчику избежать осознания правды о себе. Альтернативный модернизм М. Синклер ставит под вопрос попытки ее современников изобразить содержание сознания человека напрямую.

Добавлено: 22 июня 2021
Статья
Трофимова Н. А., Мамцева В. В. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2019. № 58. С. 71-81.

Настоящая статья посвящена проблеме описания вербальной репрезентации женских запахов искусственного происхождения в рамках романтического общения. После краткого обзора способов описания запаха в целом проводится анализ языкового выражения различных характеристик запаха женщины, выявляются специфические особенности использования единичных лексем для передачи запаховых ощущений. В заключении приводится текстовая репрезентация когнитивной модели женской ольфакторности, соединяющая все описанные языковые факты в логически связанный сценарий и наглядно демонстрирующая объем и внутреннее смысловое содержание исследуемой предметной области.

Добавлено: 17 октября 2018
Статья
Пасько Ю. В. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2016. № 1(39). С. 130-139.

В статье проводится анализ стихотворения Б. Пастернака «Гамлет» при помощи некоторых ключевых понятий и мотивов философии немецкого романтизма, таких как театр, ночь, мировая душа, микрокосм и макрокосм. Автор также обращается к понятиям хронотопа и полифонии М. Бахтина и вопросам интертекстуальности, учитывая влияние немецких поэтов-романтиков на творчество Б. Пастернака.

Добавлено: 1 марта 2016
Статья
Нагорная А. В. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2018. № 55. С. 72-87.

В данной статье рассматривается феномен метафорической креативности, понимаемой как способность к продуцированию новых метафор на концептуальном и/ или вербальном уровне. Статья тематически ограничена метафорами безумия в произведениях С. Кинга. Выявляются конвенциональные метафорические модели безумия, с которыми работает автор, рассматриваются способы варьирования концептуального содержания и вербальных репрезентантов метафор, отмечаются случаи создания  принципиально новых метафор, определяются границы метафорического творчества.

Добавлено: 21 сентября 2018
Статья
Макеева Е. Н. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2018. № 55. С. 55-71.

В статье исследуются вопросы, связанные с формированием и развитием культурного концепта AMERICAN INDIVIDUALISM. В рамках данного исследования проводится дефиниционный анализ слова “individualism”, являющегося репрезентантом концепта, исследуются его этимологические особенности, а также прослеживаются изменения, происходившие с оценочной и содержательной составляющими концепта на материале историко-публицистической литературы XIX-XX веков. Кроме того, затрагивается вопрос о статусе индивидуализма в современной американской публицистической литературе.

Добавлено: 3 декабря 2017
Статья
Нужа И. В., Смирнова Н. В., Щемелева И. Ю. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020. № 68. С. 58-84.

Жанр проекта научного исследования (ПНИ), новый жанр научной коммуникации, появившийся в результате глобализации науки и образования, играет сегодня важную роль как в международной, так и российской академической среде как инструмент влияния на возможность поступления в магистратуру, получения исследовательского гранта и в целом признания или непризнания исследователя профессиональным академическим сообществом.  

Риторическая структура введения, части ПНИ, является малоисследованной областью. Исследование базируется на предположении, что структура раздела «Введение» ПНИ имеет схожие черты с аналогичным разделом эмпирической научной статьи, так как оба знакомят читателя с областью исследования, обозначают лакуну и исследуемые проблемы. В работе сделана попытка сравнить частотность коммуникативных шагов внутри таких социальных дисциплин как экономика и менеджмент и между этими дисциплинами в разделе «Введение» для выявления сходства и различий между этими областями знаний, а также сопоставление полученных данных с концепцией CARS.

Модель CARS была выбрана в качестве инструмента исследования, так как она является наиболее разработанной в научной литературе и соответствует контексту (изучаются тексты начинающих авторов, студентов-бакалавров, написанные с целью получения признания профессионального академического сообщества) и целям работы.

В целях исследования был создан корпус из 40 текстов ПНИ по экономике и менеджменту. Модель CARS применялась для анализа этих текстов в два этапа: 1) анализ текстов и выявление паттернов, разделов и шагов, выявление сходства и различий между дисциплинами, 2) анализ лингвистических характеристик (сигналов) в структуре каждого шага (употребление времен, лексических единиц, цитат). Все тексты были написаны русскоязычными студентами-бакалаврами НИУ ВШЭ Санкт-Петербург на английском языке в соответствии с институциональными требованиями и имели общепринятую для этого жанра структуру.

Результаты анализа данных корпуса говорят о сходстве и существенных различиях в риторической структуре ПНИ по экономике и менеджменту и свидетельствуют о возможности применения модели анализа жанра CARS для изучения риторической структуры научного текста, включая жанр ПНИ по этим дисциплинам, но с учетом ограничений в применении модели при нестандартном расположении коммуникативных шагов и дискретной структуре текста, что свойственно текстам начинающих авторов, для которых английский язык является иностранным.

 

Добавлено: 30 октября 2019
Статья
Люкина Е. В., Лытаева М. А. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020. № 68. С. 27-41.

Статья посвящена новому методу предсказания морфологической парадигмы неизвестных (несловарных) слов русского языка. Метод позволяет в инкрементальном режиме, т.е. по мере поступления очередной словоформы, в полностью автоматическом режиме, без участия человека, предсказать морфологическую парадигму слова. Метод основан на ансамблевом предсказании морфологической парадигмы по одной словоформе и последовательном формировании частичных парадигм по нескольким словоформам, на основе которых выполняется заключительное предсказание итоговой морфологической парадигмы.

Добавлено: 11 декабря 2020
Статья
Молодыченко Е. Н. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2019. № 57. С. 79-102.

В статье анализируется один жанр в составе новых лайфстайл-СМИ. Речевые закономерности текста исследуются в разрезе параметров прагматического контекста путем одновременной операционализации категорий «жанр» и «дискурс». Доказывается, что эти категории обусловливают два вида речевой системности в пределах текста. Интерпретация этих видов речевой системности позволяет продемонстрировать их обусловленность как коммуникативным контекстом, так и социокультурной спецификой явления «лайфстайл».

Добавлено: 18 октября 2017
Статья
Костарева Е. В., Стринюк С. А. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2017. № 48. С. 19-47.

В статье приводится теоретическое обоснование возможности междисциплинарного исследования Североирландского конфликта как социокультурного концепта. Авторы анализируют критерии отбора материала в рамках художественного и медийного дискурсов, обосновывают выбранные для данного исследования подходы к трактовке терминов «концепт» и «дискурс», описывают методику исследования,  результаты, а также обосновывают его актуальность и намечают долгосрочные перспективы.  

Добавлено: 31 января 2017
Статья
Уткина Т. И. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2019. Т. 58. С. 82-96.

Сопоставляются особенности метафорической репрезентации концепта РОСТ в русскоязычном и англоязычном академическом дискурсе в экономике.Материалом исследования послужили русскоязычные и англоязычные академические тексты экономического профиля. Построены метафорические модели,представляющие экономический концепт РОСТ, выявлены сходства и различия концептуальной метафоры, репрезентирующей концепт РОСТ в русскоязычном и англоязычном академическом дискурсе в экономике.

Добавлено: 10 декабря 2018
Статья
Нагорная А. В. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2021. № 69. С. 142-165.

В статье рассматривается проблема метафорической концептуализации экзистенциального опыта старения в обиходно-разговорных дискурсах США. Изучаются особенности социокультурного контекста, формирующего современные американские дискурсы старения и старости. Анализируются результаты эксперимента, проведенного на платформе Survey Monkey с целью выявления основных тенденций в осмыслении и вербализации опыта старения и старости. Исследуются возможности модификации конвенциональных метафор и создания индивидуально-авторских метафорических проекций. В статье рассматривается проблема метафорической концептуализации экзистенциального опыта старения в обиходно-разговорных дискурсах США. Изучаются особенности социокультурного контекста, формирующего современные американские дискурсы старения и старости. Анализируются результаты эксперимента, проведенного на платформе Survey Monkey с целью выявления основных тенденций в осмыслении и вербализации опыта старения и старости. Исследуются возможности модификации конвенциональных метафор и создания индивидуально-авторских метафорических проекций.

Добавлено: 21 июля 2019
Статья
Белоусов К. И., Ерофеева Е. В., Баранов Д. А. и др. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020. № 64. С. 5-29.

Демонстрируются возможности информационной системы «Семограф» как инструмента анализа текстового контента при реализации сетевого подхода к организации научных исследований в лингвистике на примере многопараметрического анализа пользователей социальной сети. На основе классификации реплик и метаданных (пол и психологические характеристики) пользователей с помощью средств визуальной аналитики предложена модель взаимосвязей лингвистических параметров речи, социальных и психологических характеристик личности.  

Добавлено: 12 мая 2020
Статья
Авраменко И. А. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2019. № 62. С. 5-17.

Цель статьи – описать, типологизировать и осмыслить особенности, которые привнес в поэтику английского романа ХХ века нарративный модус воспоминания.

Проблемное поле исследования связано с тем, что изображение процесса воспоминания как способа повествования о прошлом усложняет традиционную систему нарративных модусов и приводит к формированию специфической поэтики. В ХХ веке английский ретроспективный роман осваивает художественное изображение прошлого не только как письменного документа или устного рассказа, но и через нарративизацию воспоминания.

Материалом послужили одиннадцать английских перволичных ретроспективных романов: «Солдат всегда солдат» Форда, «Глотнуть воздуха» Оруэлла, «Возвращение в Брайдсхед» Во, «Танец под музыку времени» Поуэлла, «Свободное падение» Голдинга, «Море, море» Мердок, «Водоземье» и «Последние распоряжения» Свифта, «Остаток дня» Исигуро, «Любовный эксперимент» Мантел, «Любовь и так далее» Барнса.

В рамках историко-литературного подхода, используя сравнительно-сопоставительный метод и, прежде всего, нарратологическую методологию анализа, автор статьи предлагает типологизирующее описание таких поэтологических категорий, как образ нарратора, хронотоп, повествовательную инстанцию читателя и система нарративных модусов (воспоминания, документа и рассказа).

Отталкиваясь от бахтинского определения «романа становления», мы определяем наши романы как романы восстановления. Во всех исследуемых романах герой-повествователь находится в пограничной ситуации (смерти, экзистенциального кризиса, увольнения, развода), что и является стимулом обратиться к прошлому. Обычно повествователь принадлежит к интеллектуально-творческому кругу (художник, писатель, режиссер, учитель) и склонен к саморефлексии.

Перемещение во времени коррелирует в романах с пространственным перемещением (хронотоп дороги). Прошлое восстанавливается в процессе поездки-возвращения (случайной или сознательной) или разворачивается в поездке по незнакомому маршруту.

У Во и Поуэлла воспоминание автокоммуникативно: нарратор восстанавливает прошлое в рамках собственного сознания. В этом случае важная роль принадлежит имплицитному читателю, который, отмечая повторы, лакуны и противоречия, придает целостность нарративному миру. Вспоминающий читатель не ограничен индивидуально-частной историей, но через систему аллюзий разделяет с персонажами и культурное прошлое.

Однако модус воспоминания может входить в «симбиотические» отношения с двумя историческими предшествовавшими ему модусами, что способствует большей адресованности. У Голдинга и Мердок через письменный модус (металитературные отступления и рефлексия повествователей-писателей) роман пытается обрести статус объекта посюсторонней действительности (текста, книги, культурного артефакта).

При соединении с устным модусом воспоминание вербализуется через голос или систему голосов, обращенных друг к другу и/или читателю. В результате читатель у Голдинга, Мантел и Барнса становится участником художественного мира произведения.

В романах Форда, Свифта и Исигуро противоречиво смешиваются все три модуса, что связано, соответственно, с темами вины и суда совести, с идеей всеобщей взаимосвязи времен и с проблемой ненадежного нарратора. В проницаемости модусов проявляется тенденция романа XX века релятивизировать онтологические, временные и нарративные границы.

Добавлено: 14 января 2019
Статья
Россихина М. Ю. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2017. № 48. С. 74-83.

В статье рассматриваются основные лингвистические исследования зарубежных германистов в области немецкого молодежного языка на протяжении трех столетий. Выделяются три этапа в этих исследованиях, связанные с историческими периодами возникновения и развития немецкого студенческого, школьного и общемолодежного жаргона. Для каждого этапа определяются наиболее значимые научные труды, в которых определяется статус молодежного языка, описываются пути его пополнения, выявляются лексические, грамматические и орфографические особенности.

Добавлено: 26 сентября 2017
Статья
Дурягин П. В. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2017. № 50. С. 55-69.

В работе описан фонетический эксперимент, посвященный ассимиляции по месту в сочетании «глухой мягкий зубной щелевой согласный» + «глухой мягкий передненебный щелевой согласный» на стыках фонетических слов в современном русском литературном языке. Глухой мягкий «шипящий» согласный обычно описывается как долгий, при этом в русском языке запрещены долгие согласные в соседстве с другими согласными. В связи действием этого запрета становится возможной нейтрализация в минимальных парах типа проявила щедростьпроявилась щедрость.

Участники эксперимента, 20 носителей литературного произношения (10 мужчин и 10 женщин в возрасте от 18 до 40 лет), читали вслух список предложений, включавших 8 минимальных пар словосочетаний. Все стимулы записывались в интервокальной позиции, вне фразового акцента, акцентная структура варьировалась (стимулы записывались в разных позициях по отношению к ударным и безударным слогам).

Все записи были проанализированы при помощи компьютерной программы Praat. Фиксировались длительность и однородность / неоднородность участков фрикативного шума. Анализ динамических спектрограмм показал, что в 78% случаев осуществлялась полная ассимиляция «свистящего» «шипящим» на стыках слов. Измерения длительности продемонстрировали, что этот параметр может варьироваться в широких пределах в зависимости от ударения и других факторов. Попарное сравнение длительности «шипящих» внутри минимальных пар в произношении одного и того же диктора показало, что в 95,5% случаев образующийся в результате ассимиляции по месту звук на месте /с’#ш’:/ обладал большей длительностью, чем звук на месте /#ш’:/ (в среднем на 34,9 мс, или 26%).

С целью проверить, могут ли эти темпоральные различия использоваться носителями русского языка для различения минимальных пар при восприятии, был проведен перцептивный эксперимент. 15 участникам, студентам в возрасте 17-19 лет, были предложены к прослушиванию 35 стимулов (словосочетания, записанные в ходе предыдущего эксперимента, но вне фразового контекста; длительность щелевых согласных в стимулах составляла от 135 до 202 мс). Задачей участников было зафиксировать услышанное в письменном виде. Ответы респондентов показали, что они неспособны последовательно верно интерпретировать стимулы с ассимиляцией по месту: процент верных ответов в примерах с «глубинным» /с’/ составил 50,8; с отсутствием /с’/ – лишь немногим выше, 57,1.

Описанное явление может быть интерпретировано как пример неполной нейтрализации. Эксперимент показал, что нейтрализация /с’#ш’:/ и /#ш’:/ на стыках фонетических слов в современном русском литературном языке является неполной, поскольку сохраняются значимые различия в длительности щелевых согласных, однако эти элементы акустического сигнала не используются носителями для различения минимальных пар.

Добавлено: 11 октября 2017
Статья
Смирнова Н. В., Щемелева И. Ю. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020. Т. 63. № 63. С. 115-131.

В свете теорий о социальной природе языка рассмотрены «недискурсивные» аспекты порождения жанра проекта научного исследования (research proposal) на английском языке.  На примере данных интервью со студентами, мы показываем, что владение английским языком как ресурсом тесно связано с письмом как социальной практикой, однако не является ее ключевым аспектом. Напротив, наиболее значимыми «недискурсивными» аспектами являются: наличие доступа к ресурсам, роль медиаторов грамотности, восприятие жанра, ценности автора.

Добавлено: 27 февраля 2019
Статья
Жалсанова Ж. Б. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2017. № 45. С. 89-99.

Статья посвящена анализу образа «Дархан/Кузнец» в языковом сознании представителей бурятской культуры. В работе рассмотрены психолингвистическое и лексикографическое значения слова «Дархан», выявлено функционирование словарных значений слова «Дархан». На основе проведенного анализа языковых образов носителей билингвов со знанием бурятского и русского языков и бурят с родным русским языком выявлены общие черты и специфика культа кузнеца в условиях бурятско-русского двуязычия в Республике Бурятия.

Добавлено: 6 декабря 2016
1 2