• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Бюрократы и альтернативы (Рецензия на книги Jeffrey J. Selingo. The Future of Higher Education and What It Means for Students (N.Y: New Harvest Houghton Mifflin Harcourt, 2013); Benjamin Ginsberg. The Fall of the Faculty: The Rise of the All-Administrative University and Why It Matters (N.Y.: Oxford University Press, 2011)

Отечественные записки. 2013. № 4 (55). С. 303-306.
Чернявская А. С.

Из интеллектуалов, критикующих современную систему высшего образования, можно условно выделить два вида. Первые находят свои идеалы в прошлом, к которому и надлежит возвратиться: в академической среде оказалась востребованной легенда о «золотом веке» университета. Второй вид теоретиков образования предпочитает обращаться к будущему. К этой второй группе можно причислить Джеффри Селинго — редактора газеты Chronicle of Higher Education. Вопрос о будущем высшего образования в Америке сегодня активно обсуждается в западной прессе. Селинго утверждает, что интернет-технологии способны произвести позитивную революцию в классической системе высшего образования, которая сегодня стремительно рушится. Иной взгляд на кризис высшего образования и возможные сценарии выхода из него предлагает известный политолог-либертарианец из Университета Хопкинса Бенджамин Гинзберг в книге «Закат профессуры». Главная причина неудовлетворительного состояния современного университета по Гинзбергу заключается в его тотальной бюрократизации при уменьшении значения и роли преподавателей. В связи с этим Гинзберг призывает вернуться к идеалу «университета науки», которым управляют обладающие академическими свободами ученые при минимальном участии административной надстройки профессиональных бюрократов.