• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Исследование «болезни издержек» в российском высшем образовании

Феномен «болезни издержек» был предложен в работе Баумоля и Боуэна «Исполнительские искусства – экономическая дилемма» в 1966 году. Суть этого феномена заключается в том, что в искусствах, связанных с оказанием персональных потребительских услуг (театр, балет, опера, симфоническая музыка, образование) практически не меняется технология производства. В этой сфере деятельности практически невозможно замещение труда капиталом или иными факторами производства. В современном же материальном производстве именно за счет интенсивного использования капитала произошел стремительный рост производительности труда. В высшем образовании невозможно повысить производительность труда такими же темпами, как в материальном производстве. Образование должно обеспечить конкурентоспособную заработную плату своим работникам. Значит, они вынуждены повышать заработную плату не смотря на отсутствие роста производительности труда. То есть рост издержек не подкрепляется ростом производительности в этой сфере. Этот феномен и получил название «болезни издержек».

Болезнь издержек была зафиксирована в высшем образовании США и других стран мира. В США работает «The Delta Cost Project», в рамках которого проводится постоянный мониторинг издержек университетов и стоимости обучения для студентов на протяжении 1987-2010 годов. Рубинштейн подтвердил гипотезу о существовании «болезни издержек» для организаций культуры в России.

В данной работе дается ответ на вопрос, существует ли «болезнь издержек» в системе высшего образования в России.